О КОМПАНИИ

Мы рады приветствовать Вас на сайте Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования!

Наш Центр был организован 1 июля 2003 года. За это время определились основные направления деятельности и потенциальные заказчики наших услуг и работ, сформировался трудовой коллектив. Читать далее »

НАША МИССИЯ

Формирование и системное совершенствование системы стратегического планирования в сфере лесных отношений и комплексного развития предприятий лесопромышленного комплекса в интересах обеспечения устойчивого управления лесами и повышения экономической эффективности использования лесов

НАШИ УСЛУГИ

Отзывы о центре:

Владимир 02.03.2016

Замечательный центр! Он действительн »

С. Трофимов 14.08.2013

Лесная отрасль России - это многолетний труд целых поколений наших »

Т. Хайрулин 08.07.2013

Центр экономики леса и природопользования является организацией, ко »

Все отзывы

Цитата дня

...Природа – это единственная книга с великим содержанием на каждом листе... (В. Гете)

Все цитаты

Анонсы

29.03.2021 13-14 апреля состоится международный конгресс и выставка «Биомасса: топливо и энергия». читать »

11.04.2018 Всероссийский экологический субботник «Зеленая весна» пройдет при поддержке Минприроды России с 21 а читать »

08.04.2018 В период с 18 по 19 апреля в Москве пройдет международный конгресс «Биомасса: топливо и энергия». читать »

Все анонсы

Опрос:

Создаст ли компенсационное лесопользование эффективные условия для воспроизводства лесов

Фото дня:

О центре » Пресс-центр » Новости » Вопросы экологии одновременно обсудили на заседании Совета безопасности РФ и на первом заседании Экологической палаты России.

Вопросы экологии одновременно обсудили на заседании Совета безопасности РФ и на первом заседании Экологической палаты России.

Рассказать друзьям


Фото: Марина Брыдня

2013 год объявлен в России Годом охраны окружающей среды (указом Президента РФ от 10 августа 2012 года № 1157 «О проведении в Российской Федерации года охраны окружающей среды»), чтобы «сконцентрировать, хотя бы привлечь внимание общества к экологическим проблемам», отметил Владимир Путин.

Однако по итогам опроса, проведенного Лесным форумом Гринпис России, как повлияло объявление 2013 года «Годом охраны окружающей среды» на практику охраны природы в России, только 10 % респондентов ответили, что «положительно», столько же участников опроса полагают, что эффект был напротив – «отрицательным».

80% опрошенных считают, что объявление Года охраны окружающей среды никак не повлияло на практику охраны природы в стране.

Экологическая глобализация

Обсуждая вопросы  экологического благополучия России, Владимир Путин отметил, что длительное время проблема экологической безопасности оставалась на периферии государственного внимания:  «Во многих отраслях промышленности доминировали и по-прежнему доминируют именно так называемые «грязные технологии». По мнению президента, не выделяется достаточное количество средств на рекультивацию нарушенных земель лесного фонда.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации планирует провести рекультивацию и вовлечь в оборот до 150 тыс. га загрязненных земель; ликвидировать более 190 горячих экологических точек, в том числе в Арктической зоне.

Комментируя это суждение, доктор биологических наук, профессор Научно-исследовательского центра экологической безопасности РАН Людмила Павловна Капелькина отмечает, что у нас недостаточно изучены вопросы рекультивации. Если 30 лет назад главным тезисом было: «лишь бы прижилось», то сейчас перед наукой стоит задача сохранить посадки. В качестве примера ученый приводит опыт донецких угольных отвалов. После работ по рекультивации были выполнены посадки, саженцы прижились и росли до 20-30 лет. Но затем корневая система деревьев проросла в шлаковые слои почвы, которые спрессовались со временем и стали, по сути, «горячими батареями». Деревья сгорели на корню. Незнание, неспособность прогнозировать на много лет вперед, привели к тому, что30-летние насаждения погибли.

Положительной тенденцией президент считает то, что в последнее время почти на 3 миллиона гектаров выросла площадь особо охраняемых природных территорий, запущен проект по очистке Арктики, реализуются программы по сохранению редких видов животных. Самые строгие экологические стандарты соблюдаются при реализации крупных инфраструктурных проектов и строительстве олимпийских объектов в Сочи.

Многие экологические манифесты Российской Федерации ориентируются на мировые тенденции. Россия, по словам Владимира Путина, – участник большинства международных природоохранных конвенций, разработанных под эгидой Программы ООН по охране окружающей среды. В то же время Россия значительно отстает от мирового экологического сообщества. До сих пор не принята Боннская конвенция по охране мигрирующих диких животных, Картахенский протокол по биобезопасности, а же ряд других документов.

По мнению президента для того, чтобы ситуация сдвинулась с мертвой точки, необходимо максимально эффективно использовать механизмы международного сотрудничества в экологической сфере.

Экологическая беда не приходит одна…

Министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской оценил ежегодные потери ВВП России от ухудшения окружающей среды, роста заболеваемости и смертности населения в 4–6%. По мнению министра текущие затраты на природоохранные мероприятия не способствуют решению накопившихся проблем.

В октябре была завершена инвентаризация объектов прошлого экологического ущерба, оценивающая вред в денежном выражении, причинённый окружающей среде или её компонентам в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности, в том числе в результате нарушения природоохранного законодательства, а также убытки (затраты) на ликвидацию и предотвращение отрицательных последствий нанесённого вреда окружающей среде.

Специалисты МПР России разрабатывали последние три года по поручению главы государства проект Федеральной целевой программы (ФЦП) «Экологическая безопасность России». За это время был подготовлен список объектов экологического ущерба из 194 пунктов, из них 77 объектов появились в советское время и относятся к «прошлому экологическому ущербу». На сегодняшний день список значительно увеличился, в нем числятся только крупных 340 объектов. По результатам  исследований, наибольшее количество загрязненных объектов, связанных с прошлой экономической деятельностью, находится непосредственно на территориях предприятий горнодобывающей, тяжелой и перерабатывающей промышленности, а также военно-промышленного комплекса (полигоны, склады). То есть везде, где в предыдущие годы велась наиболее активная деятельность, связанная с применением тяжелой техники, специального оборудования и химикатов.  

В экологически неблагополучных районах живут более 17 млн. человек. Наибольшее количество загрязняющих веществ сосредоточено на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Месяцем ранее проблема экологической безопасности обсуждалась в Государственной Думе. Тогда Председатель Комитета ГД по природным ресурсам и экологии В.И. Кашин очень остро поставил вопрос устойчивого эффективного системного ведения хозяйства – социально-экологического в первую очередь. Речь идет о бережном отношения к природе, среде обитания. Говоря об экологической ситуации надо делать все необходимое, чтобы самым серьезным образом не только обозначать проблему, но и предлагать механизмы для ее решения.

Проблемы экологии носят «цепной» характер – одна беда тянет за собой другую.  В 40 субъектах РФ 50 процентов городского населения проживает в неблагоприятной экологической обстановке, содержание вредных веществ воздухе от 5 до 10 раз превышает нормативы. Очищенной воды сбрасывается сегодня всего 11 %.   89% воды сбрасывается плохо очищенной или неочищенной. Следствием несовершенства нормативно-правового регулирования стало то, что в стране загрязнены 25 % глубинных вод  и 45% поверхностных.

Вместе с тем по данным всемирного банка 88% болезней связаны с некачественной питьевой водой и недостатком ее потребления. В том числе для гигиенических нужд. Эксперты посчитали, что если дальше так пойдет – а ведь мы огромная страна, где водные ресурсы составляют 25% от мирового запаса – то к 2025 года три миллиарда населения будут испытывать недостаток в питьевой воде. А к 2045 потребление воды сравняется с водными ресурсами.

На сегодняшний день на территории Российской Федерации накопились сотни миллиардов тонн твердых бытовых отходов (ТБО). Каждый год этот показатель увеличивается на 4 с половиной миллиарда тонн. Нет переработки ТБО. В ЖКХ переработка бытовых отходов составляет 5-6 %. В промышленности отвалы приобрели катастрофический характер, особенно в угледобывающей отрасли. В Норильске, например, средняя продолжительность жизни меньше, чем в среднем по России на 10 лет. Содержание меди в растениях превышает предельно допустимые нормы в 50 раз.

Крайне плохо обстоят дела с воспроизводством лесов – легких планеты. Производство посадочного материала сократили до 500 млн. штук ежегодно, что по масштабам нашей страны составляет 0%. И с каждым годом идет сокращение. Появление нескольких единиц семеноводческих центров для страны такого масштаба - это катастрофически мало. На сегодняшний день перед лесной отраслью стоит задача (и в этом отрасль поддержал Президент) выровнять ситуацию с не выбытием лесов: нужно столько посадочного материала, сколько идет сплошных рубок.

Серьезная проблема, что последние 4 года не проводилось лесоустройство. Эксперты подсчитали, что к 2020 году оценка лесных угодий будет на уровне 80%. Как в такой ситуации можно говорить о запасах древесины на корню и проблеме плантационного лесоразведения? - ставит вопрос Владимир Кашин.

Чёткий эко-контроль

Президент напомнил, что 11 лет назад была принята Экологическая доктрина. Однако экологический манифест России оказался малоэффективным, поскольку не удалось создать необходимую законодательную базу, регламентирующую охрану окружающей среды.

Владимир Путин заявил о необходимости восстановить систему внутреннего производственного экологического контроля на предприятиях. По словам президента это должна быть реальная система контроля, цель которой «минимизировать угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций экологического характера, которые могут привести к загрязнению окружающей среды и материальному ущербу». Владимир Путин подчеркнул, что техногенная нагрузка на природные комплексы растет год от года: по экспертным оценкам не менее 15% территории России находится в неудовлетворительном экологическом состоянии.

В настоящее время затраты государства и бизнеса на природоохранные мероприятия, не превышающие 0,8% ВВП, что по мнению президента недостаточно.

В связи с этим В.В. Путин призвал принять Стратегию экологической безопасности России, которая будет содержать «оценки внешних и внутренних угроз в этой сфере, а также пороговые показатели безопасности». Такой документ поможет консолидировать усилия государства и общества при охране окружающей среды.

Президент признал, что Россия тратит слишком мало денег на защиту окружающей среды, а в результате техногенная нагрузка на природу продолжает расти. По оценкам экспертов, не менее 15% территории РФ находится в неудовлетворительном экологическом состоянии. Во многих отраслях промышленности по-прежнему доминируют так называемые «грязные технологии».

В 2013 году президент озвучил целый ряд ключевых поручений, связанных с природопользованием, однако большая часть из них до сих пор осталась лишь «благими намерениями»…

Несмотря на то, что глава государства ждет реальных действий, конкретных предложений, направленных на исправление ситуации, ответственные лица не торопятся с их исполнением, ссылаясь не невозможность реализации того или иного поручения. Однако, известная истина: когда человек хочет что-то сделать, – он ищет возможность, когда не хочет – причину. Президент подчеркнул: «Нам нужен реальный контроль, а не проверки ради проверок, которые создают только административную, бюрократическую нагрузку на предприятия и бизнес».

Открытым остается вопрос, как может осуществлять контроль система, где все завязано на переподчинении полномочий между подведомственными организациями?

Экологически ответственная общественность

Поручения президента готова выполнять – общественность. Вопреки расхожему в последнее время убеждению, что экспертами становятся те, чье мнение никого не интересует, усиление роли общественности на сегодняшний день становится политическим и социальным трендом. Это подтвердило прошедшее одновременно с Советом безопасности Первое заседание Экологической палаты России.

20 ноября в «Президент-отеле» состоялось первое заседание Экологической палаты России, созданной по инициативе Общероссийского общественного экологического движения «Зелёный век» и газеты ГРИН СИТИ.

Во время выступления на Арктическом форуме, давая оценку попытке захвата российской платформы представителями «Гринпис», Президент России Владимир Путин резюмировал: «Мы настроены на то, чтобы работать со всеми нашими партнерами, со всеми экологическими организациями. Мы исходим из того, что эта работа будет построена цивилизованным способом. Мы настроены на то, чтобы не только слушать, но и услышать друг друга, принимать необходимые меры по экологической защите».

Миссия Экологической палаты заключается в объединении общероссийских и региональных экологических организаций, представителей экологически-ориентированного бизнеса, экологических СМИ в рамках единой дискуссионной площадки для достижения большего понимания и выработки большей координации действий, направленных на улучшение делового российского климата и придания ему экологически-ориентированного вектора развития.

На данный момент в состав Экологической палаты вошли более 40 структур – общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений, представители экологически-ориентированного бизнеса, средств массовой информации, научных кафедр вузов, учреждений культуры.

Созданная структура будет выполнять функции постоянно действующего «круглого стола» российских и зарубежных экологов, первоначальной общественной независимой экспертизы экологических проектов, а также Экологического пресс-центра, который создается в Москве.

В первом заседании Экологической палаты приняли участие представители руководства Совета Федерации, в том числе Первый заместитель Председателя Совета Федерации А.П. Торшин, Государственной Думы ФС РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ и других федеральных министерств, Правительства Москвы и Московской области, Московской городской думы, члены Общественной палаты РФ.

Первый заместитель Председателя Совета Федерации Александр Торшин считает, что создание такой структуры, как Экологическая палата, сегодня «крайне актуально, так как она может помочь наладить конструктивное взаимодействие экологических организаций с федеральными и региональными органами исполнительной, законодательной и судебной власти, привлечь внимание органов власти и общественности к обсуждению важных общественно-экологических проблем».

Руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Антон Кульбачевский отметил, что в настоящее время экологические задачи решаются локально – как реакция на экологические катастрофы, проблемы, конфликты. Задача экологов – вести работу по предотвращению экологических ЧС – среди населения, среди бизнеса, среди СМИ. Важен диалог: власть должна слышать общественность, а общественность должна слышать власть. В настоящее время у нас имеется много идей, много планов, правильных слов, … но для экологического направления сейчас крайне необходимы действия – конкретные пути и способы реализации по решению проблем.

Нужны ли стране независимые эксперты…

Член Общественной палаты РФ Денис Дворников считает, что Экологическая палата должна иметь большую региональную составляющую, чтобы начинание не превратилось в «московский междусобойчик». Новая экологическая платформа должна стать настоящей профессиональной площадкой, оперирующей достоверной экспертной информацией.

Мнение общественного деятеля созвучно с высказыванием Президента России, прозвучавшим практически одновременно на Совете по экологической безопасности о том, что крайне важно привлекать независимых экспертов к решению проблем природопользования, к экологической экспертизе, которую должны проходить все крупные инфраструктурные проекты.

«Более качественной должна стать государственная экологическая экспертиза, заявил Владимир Путин. – Хочу повторить – ее в обязательном порядке должны проходить все крупные инфраструктурные проекты. При этом, для оценки их экологической безопасности надо активнее привлекать независимых экспертов». По словам Путина, в особо резонансных случаях «как бы это ни казалось страшным и как бы ни говорили соответствующие специалисты, наши коллеги о сроках, о стоимости, но без этого не обойтись», — сказал президент.

К сожалению, в настоящее время экспертам платить не принято – вот и уровень экспертной оценки появляется соответствующий: использование устаревших отраслевых данных, незнание современной отраслевой терминологии, информационная инертность, пренебрежение к научно-исследовательской и аналитической работе приводят на практике к методологии лозунгов и идей, никак не реализованных на практике. Все знают, что нужно сделать. Но только эксперты знают – как это сделать. Но забесплатно в наши дни, согласитесь, даже уборщица работать не будет. Не говоря уже о профессионалах и специалистах соответствующей квалификации.

Кто заплатит?

Однако, по словам В.В. Путина, проблема непростая – «это дополнительная нагрузка на бизнес, и здесь надо быть очень аккуратными при принятии решения, чтобы не перегрузить экономику этими требованиями». При этом президент подчеркнул, что если  этого не делать, не идти по этому пути, то «у нас ничего не останется на земле, несмотря на нашу огромную территорию».

Необходимое финансовое обеспечение проекта Федеральной целевой программы (ФЦП) «Экологическая безопасность России» составляет 209 млрд. руб., а законопроектом о федеральном бюджете на 2014–2016 годы предусмотрено финансирование на уровне 3 млрд. руб. в год. Денег, мягко  говоря, недостаточно. Их катастрофически не хватает. Поэтому подготовлены изменения законодательства, которые позволят через систему ликвидационных фондов аккумулировать необходимые дополнительные средства, пояснил министр природных ресурсов и экологии С. Донской. 

Несмотря на предпринимаемые шаги, до настоящего времени так и не сформирована законодательная база для эффективного управления охраной окружающей среды,  отсутствует полноценный механизм экологических платежей бизнеса и других структур за использование природных ресурсов.

Президент подчеркнул, что «по этому пути идет весь цивилизованный мир, за счет таких платежей мобилизуются ресурсы для охраны и восстановления природной среды». Двигаться в этом направлении, убежден президент, следует осторожно, чтобы не создавать излишнего давления на бизнес.

Бизнес крайне насторожен такими заявлениями – в настоящее время предприятия уже  несут значительные издержки, связанные с разработкой проектов предельно допустимых выбросов (цена проекта может доходить до 1,5 млн. рублей в зависимости от величины предприятия), с разработкой проектов санитарно-защитной зоны (до 600–700 тыс. рублей), с согласованием документов в Росприроднадзоре (стоимость госпошлины в зависимости от количества источников вредных выбросов может колебаться от несколько десятков до сотен тысяч рублей).

По мнению Владимира Путина, многое зависит от политической воли, определяющей степень активности органов власти. Соответствующий импульс был дан президентом.  При этом глава государства подчеркнул, что «…надо быть аккуратными при принятии решения, чтобы не перегрузить экономику».

Идея ради идеи?

Основным лейтмотивом обеих дискуссий, прошедших одновременно 20 ноября 2013 года, стало то, что изменения, необходимые в природопользовании и экологии должны носить конструктивный и практический характер. Главная задача экологического контроля состоит, по мнению Владимира Путина, в минимизации угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций экологического характера. Нужны не проверки ради проверок, создающие лишь дополнительную бюрократическую нагрузку на предприятия, а реальная работа.

Генеральный директор Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования Николай Петрунин так оценил итоги первого заседания Экологической палаты России: «Все изменения по развитию роли общественного влияния,  как в лесной отрасли, так и в экологическом направлении в целом сегодня носят хаотичный характер:  нет системы, нет методологического центра, который бы объединил государство, бизнес и общество». Еще одна проблема в экологической стратегии – это ситуативный подход к экологическому просвещению и информированию. Для перехода на качественно новый уровень необходимо осуществлять системный подход  к проблемам экологии и природопользования. 

По мнению Н. Петрунина инертность органов федеральной и исполнительной власти, консерватизм фундаментальной науки и деловая пассивность предпринимателей вряд ли будут способствовать повышению экологической ответственности. Активная гражданская позиция, готовность общественности предлагать свои идеи, брать на себя волонтерские обязанности способны внести положительную струю в вяло текущий процесс реорганизации экологического мышления на пути к ответственному природопользованию. Однако без инвестиций, без финансовых затрат со стороны государства и бизнеса, ситуация принципиально не изменится.

«Сейчас у нас, по большому счету, имеет место быть принцип  идеи ради идей, - отмечает Николай Петрунин, - потому что реализация той или иной идеи требует вложений средств.

 На сегодняшний день у нас серьезные проблемы с отраслевой наукой, с медиастратегией – при громких заявлениях ее, по сути, нет. У нас нет единого медиа-центра, а попытки их создания на добровольно-общественных начала не дают никакого результата.

 Это серьезная кропотливая работа, и она должна оплачиваться. Кто должен платить? Наверное, если мы говорим об интересах государства – то власть, если мы популяризируем экологический или лесной бизнес – то тогда бизнес. Если речь идет о паритете интересов, то и финансирование должно осуществляться в соответствии с представленными сторонами».

2013 года стал одним из самых ярких по числу поручений президента РФ в области экологии, охраны природы, лесной отрасли. Но до сих пор открытым остается вопрос, будут ли реализованы все эти поручения или так и останутся «разговорами в пользу бедных»…

 

 

Надежда Колодина, Научно-исследовательский и аналитический центр экономики леса и природопользования

При цитировании, частичной или  полной перепечатке гиперактивная ссылка на источник публикации  http://www.umocpartner.ru/ и автора обязательны!