О КОМПАНИИ

Мы рады приветствовать Вас на сайте Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования!

Наш Центр был организован 1 июля 2003 года. За это время определились основные направления деятельности и потенциальные заказчики наших услуг и работ, сформировался трудовой коллектив. Читать далее »

НАША МИССИЯ

Формирование и системное совершенствование системы стратегического планирования в сфере лесных отношений и комплексного развития предприятий лесопромышленного комплекса в интересах обеспечения устойчивого управления лесами и повышения экономической эффективности использования лесов

НАШИ УСЛУГИ

Отзывы о центре:

Владимир 02.03.2016

Замечательный центр! Он действительн »

С. Трофимов 14.08.2013

Лесная отрасль России - это многолетний труд целых поколений наших »

Т. Хайрулин 08.07.2013

Центр экономики леса и природопользования является организацией, ко »

Все отзывы

Цитата дня

...Природа – это единственная книга с великим содержанием на каждом листе... (В. Гете)

Все цитаты

Анонсы

29.03.2021 13-14 апреля состоится международный конгресс и выставка «Биомасса: топливо и энергия». читать »

11.04.2018 Всероссийский экологический субботник «Зеленая весна» пройдет при поддержке Минприроды России с 21 а читать »

08.04.2018 В период с 18 по 19 апреля в Москве пройдет международный конгресс «Биомасса: топливо и энергия». читать »

Все анонсы

Опрос:

Создаст ли компенсационное лесопользование эффективные условия для воспроизводства лесов

Фото дня:

О центре » Пресс-центр » Новости » В. Петров: вступление России в ВТО - очередная перестроечная фаза для ЛПК.

В. Петров: вступление России в ВТО - очередная перестроечная фаза для ЛПК.

Рассказать друзьям

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой лесной политики, экономики и управления С-Петербургского лесотехнического университета им. С.М. Кирова В.Н. Петров в статье "Вот и ВТО", опубликованной  в "Российских лесных вестях", поделился своим мнением о последствиях для лесного сектора страны от вступления России в ВТО.

Основные выводы, которые делает профессор В.Н. Петров,   вступление России в ВТО  для лесного сектора страны  – это очередная перестроечная фаза, но теперь уже в рамках интернациональной лесной политики.

Ожидается, что членство в ВТО  даст российскому лесному бизнесу больше предсказуемости в решениях государственных властей в области экономической и лесной политики.

Однако, на первых порах  в лесном секторе страны будет больше минусов, чем плюсов.

Возможно, что в отдельных регионах страны, особенно приграничных, будет доминировать сырьевая направленность лесного сектора.

Возможно также ухудшение экономического положения предприятий ЦБП и производителей изделий из древесины, особенно в первые годы перестройки экономической модели лесного сектора.

Также профессор Петров считает, что  существующие в настоящее время в стране  правила административно-рыночного ценообразования на древесину на корню однозначно должны меняться.

В статье говорится:

"...Почти двадцатилетний переговорный процесс о присоединении России к ВТО теоретически имел положительную роль для российской экономики. За это время российские предприниматели, которые уже имели длительные торговые контакты с зарубежными партнерами, имели возможность перестроить свой бизнес с учетом будущих правил ВТО.

Однако практически в стране не было реальных условий для подготовки бизнеса к вступлению в ВТО по следующим причинам. Затянувшиеся на долгие годы (около 18 лет) переговоры России о вступлении в ВТО вышли за рамки экономической плоскости в чисто политическую и создавали в России обстановку недоверия к этому бесконечному политическому процессу. Внутри России не прекращались дискуссии об отрицательных последствиях вступления в ВТО (превращение страны в сырьевой придаток, остановка собственного производства и т.п.). Часто меняющаяся внутренняя и внешняя экономическая политика России не согласовывалась с правилами ВТО (повышение таможенных пошлин на необработанную древесину, усиление торговых барьеров и т.д.). При этом следует признать, что у правительства страны отсутствовали планы по реорганизации экономики отраслей в случае присоединения к ВТО.

Все это не давало возможности российским предпринимателям поверить в успех переговорного процесса и реально подготовиться к предстоящему присоединению к новым всемирным правилам торговли...

По данным Международного валютного фонда, доля России в мировой торговле за 2010 год составила 1,8 %, следовательно, ориентировочный размер годового взноса в ВТО составит около 3 530,0 тыс. швейцарских франков.

Кроме этого, реализация обязательств России, связанных с членством в ВТО приведет к сокращению поступлений в федеральный бюджет ввиду снижения ряда ставок ввозных и вывозных пошлин. По оценкам, осуществленным на базе внешнеторговой статистики за 2007-2011 гг. и расчетам средневзвешенных таможенных ставок, сокращение поступлений ориентировочно составит до 9 млрд. долларов США.

Вместе с тем размеры предполагаемого сокращения поступлений в государственный бюджет могут быть полностью или частично компенсированы за счет прогнозируемого увеличения объемов торговли России с членами ВТО, говорится в экономическом обосновании.
Других официальных расчетов по экономическим последствиям вступления России в ВТО не имеется.

Правила ВТО и лесная политика России

Опросы общественного мнения работников лесного хозяйства России говорят о том, что только 6% опрошенных однозначно положительно одобряют вступление страны в ВТО. Опросы представителей промышленных кругов говорят о полном незнании бизнесом целей и задач этой некоммерческой организации.

Несмотря на проводимый переговорный процесс о вступлении в ВТО, внутренняя лесная и экономическая политика России последних 10-15 лет была направлена в противоположную сторону от существующих правил Всемирной торговой организации. Выстраивались таможенные барьеры, вывозные таможенные пошлины на круглую древесину поэтапно повышались в надежде наладить глубокую переработку внутри страны. Со стороны государства продолжало осуществляться плановое ценообразование стоимости леса на корню. До 2007 года государственные структуры продолжали участвовать в управлении лесами и коммерческой деятельности при заготовке древесины. В лесном хозяйстве так и не были созданы условия для развития реальной конкуренции. При всем этом продолжает использоваться сильный административный ресурс со стороны государственных органов по отношению к предпринимателям – арендаторам лесных участков и переработчикам древесины. В области лесопользования и создания новых деревоперерабатывающих производств сохраняются длительные согласовательные процедуры с органами государственной власти.

Кроме вышеперечисленных пунктов, российская лесная политика была направлена на привлечение капитала в лесной сектор страны без учета возможных последствий от вступления в ВТО. Речь идет о приоритетных инвестиционных проектах (с 2007 г.), для которых государство установило 50% льготные условия по арендной плате и безаукционному предоставлению лесных участков. На сегодня по этой экономической схеме привлечено около 12,25 млрд. евро, построено несколько новых деревоперерабатывающих заводов, ориентированных на российские сырьевые ресурсы и существующие экономические показатели: налоги, таможенные пошлины, цены, затраты и т.д. без учета последствий вступления в ВТО. Судьба этих приоритетных проектов и других производств, прежде всего ЦБК, пока остается под вопросом.

Произведенное в свое время поэтапное повышение российским правительством таможенных пошлин на круглую древесину привело к снижению более чем в два раза экспорта необработанных лесоматериалов с 2006 по 2009 г.

Однако это мероприятие не привело к росту объемов переработки древесины внутри страны и имело отрицательные экономические последствия для России: от снижения объемов поставок круглой древесины за границу автоматически уменьшились поступления налогов и сборов в государственных бюджет.

Введение заградительных пошлин не привело к росту объемов лесозаготовок в России, которые на протяжении последних 18 лет остаются на стабильно низком уровне (150-180 млн. кбм) – это около 25% от расчетной лесосеки.

Политика ограничения вывоза круглого леса из страны так и не была реализована.
Экспертные оценки показывают, что экономическая и политическая ситуация в стране пока не способствует притоку реального капитала в лесной сектор экономики, лесной бизнес ориентируется на быстрое получение прибыли от реализации древесины в круглом виде, не снижаются объемы нелегальной заготовки древесины.

Членство России в ВТО подразумевает изменение вывозных таможенных пошлин на необработанную древесину.

Вступление в ВТО для лесного сектора России означает снижение вывозных таможенных пошлин на необработанную древесину ели до 13% и на необработанную древесину сосны до 15% (сейчас действуют вывозные таможенные пошлины в размере 25% на обе эти породы).

На этот счет уже принято постановление правительства России от 30 июля 2012 года №779.
Новые вывозные пошлины будут действовать только в рамках специально установленных годовых квот. Эти квоты установлены в следующих объемах: ель – 6246,5 тыс. кбм. ( в том числе для EU – 5960,6 тыс. кбм), сосна – 16038,2 тыс.кбм. (в том числе для EU – 3645,9 тыс.кбм.). Древесина, вывозимая сверх квот, будет иметь повышенные таможенные ставки.

Вывозная пошлина на всю необработанную древесину березы, без разделения по диаметрам, теперь составляет 7%, на осину – 5%.

Установленные квоты примерно соответствуют объему экспорта древесины из России в 2010 году.
Распределение тарифных квот осуществляется посредством выдачи Минпромторгом разовых лицензий.

Хочется надеяться, что данная процедура не станет административным (нетарифным) барьером для отечественного товаропроизводителя.

Лицензии выдаются арендаторам лесных участков, которые не имеют задолженности по арендным платежам, или частным предпринимателям, которые заключили договор с арендаторами на куплю-продажу ели и сосны обыкновенной.

Рослесхоз представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации список арендаторов лесных участков, обладающих правом на заготовку ели и сосны обыкновенной и не имеющих задолженности по арендным платежам.

Список арендаторов размещен на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Число таких арендаторов, имеющих право на заготовку древесины и не имеющих задолженности по арендной плате, в настоящее время составляет 3350.

Для получения лицензии на экспорт сосны и ели необходимы документы:

– заявление о выдаче лицензии;
– копия внешнеторгового договора (контракта);
– копия документа о постановке на учет в налоговом органе;
– копия документа, подтверждающего оплату государственной пошлины;
– копия договора купли-продажи ели или сосны обыкновенной с арендатором лесного участка, если поставщик не является арендатором лесного участка.

Государственная поддержка и конкурентные преимущества

Несмотря на заявленные цели либерализации торговых отношений, правительство любой страны будет делать все возможное для сохранения стабильности экономических отношений прежде всего своей страны.

Достигается это различными методами, преимущественно экономическими. Если господдержка противоречит международным правилам, то она зачастую принимает завуалированные формы.
Возможности российской экономики на момент вступления в ВТО позволили сформировать довольно скромный пакет государственной поддержки лесного бизнеса. На гораздо большую, безвозмездную поддержку со стороны государства можно рассчитывать зарубежному бизнесу, например, частному немецкому лесовладельцу.

Учитывая вышеизложенное, а также показатели производительности труда, уровень коррупции и пр. факторы, можно говорить о невысокой конкурентоспособности российского лесного бизнеса по сравнению с европейскими партнерами.

ВТО и лесопромышленный сектор: преимущества и риски

Преимущества от членства в ВТО для лесопромышленного сектора:

– либерализация доступа на региональные лесные рынки высокотехнологичных машин и оборудования для лесной промышленности, лесного хозяйства и деревопереработки, аналоги которого не производятся в России, что будет способствовать модернизации производства и повышению качества выпускаемой продукции;

– упрощение процедур доступа лесозаготовительных и деревоперерабатывающих предприятий регионов на иностранные рынки, что повлечет за собой возрастание конкурентной возможности на мировых лесных рынках;

– повышение прозрачности и упрощение таможенных процедур, упорядочение методов таможенной оценки, сокращение и упрощение таможенной документации;

– приближение отечественных технических норм, стандартов, методов учета круглых лесоматериалов и контроля качества древесины к международным системам;

– получение равных конкурентных условий доступа на мировые рынки лесных товаров и услуг на основе обеспечения предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами – членами ВТО;

– гармонизация лесного законодательства по вопросам международной торговли лесными материалами с законодательством других стран – членов ВТО.

Лесопромышленные комплексы некоторых регионов (Северо-Запад, Дальний Восток) в силу своего геоэкономического месторасположения активно участвуют в приграничной торговле с соседними государствами, экономика области достаточно сильно зависит от интенсивности внешнеторговых связей и внешних лесных рынков.

Возможны следующие негативные последствия от участия в ВТО для регионов:

– снижение таможенных пошлин на конечную продукцию импортного производства (бумага, картон и др.), что приведет к усилению конкуренции со стороны более крупных и развитых иностранных компаний, заполнению внутреннего рынка товарами иностранного производства, что может повлечь закрытие неконкурентоспособных производств, рост безработицы, сокращение налоговых поступлений в региональный бюджет;

– появление временного дефицита древесного сырья для предприятий деревообрабатывающей и ЦБП региона по причине снижения экспортных таможенных пошлин и изменения потоков древесины в сторону экспорта (усиление сырьевой ориентации российского лесного экспорта);

– сокращение производства в ЦБП, деревообработке, производстве изделий из древесины;

– задержка развития отдельных населенных пунктов с наличием в них поселко- и градообразующих предприятий;

– возможное незначительное снижение уровня среднедушевых доходов населения;

– полная остановка отечественного лесного машиностроения.
 
ВТО и отношения внутри структуры управления ЛПК

На сегодня нет единых скоординированных системных отношений между федеральными органами исполнительной власти и регионом в части выполнения обязательств и реализации прав в области лесных отношений после вступления в ВТО.

В связи с этим представляется целесообразным создание специальных подразделений или получение дополнительных функций органами управления лесами всех уровней по обмену информацией и мониторингу исполнения обязательств и реализации прав в области лесных отношений в рамках правил ВТО, что повысит конкурентоспособность лесопромышленного комплекса страны.

ВТО и региональные органы управления лесами

В соответствии с действующим законодательством региональные органы власти не обладают полномочиями по регулированию внешнеторговой деятельности, установлению тарифных барьеров и нетарифных препятствий для проникновения иностранных товаров на отечественный рынок.
Разработка и принятие региональных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения в связи с согласованными обязательствами России и ВТО, возможна после внесения соответствующих изменений или дополнений в федеральное лесное законодательство.

Исходя из имеющихся функций и полномочий органов управления лесами субъектов Российской Федерации, меры по определению влияния условий присоединения России к ВТО на социально-экономическое развитие регионов, с целью минимизации возможных негативных последствий, ограничиваются следующим видами и сферами деятельности: участие в лицензировании пожаротушения; участие в лицензировании вывоза круглого леса; участие в установлении статуса о происхождении лесных товаров (сертификация); участие в работе в области фитосанитарного контроля; участие в формировании приоритетных инвестиционных проектов в области лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; анализ и оценка влияния лесопользования на окружающую природную среду; участие в процедуре государственных закупок и обеспечение ее прозрачности; своевременная и качественная переподготовка сотрудников по вопросам государственного управления лесами в условиях присоединения к ВТО.

Какие напрашиваются выводы?

Вступление России в ВТО – это не экономическая необходимость, а политический проект.
Вступление в ВТО даст российскому лесному бизнесу больше предсказуемости в решениях государственных властей в области экономической и лесной политики. Однако предприниматели и чиновники пока не готовы к работе по правилам ВТО из-за отсутствия должного освещения положительных и отрицательных сторон членства России в ВТО.

Ожидается трансформация экономической модели лесного сектора России от вступления в ВТО, что даст лесному сектору на первых порах больше минусов, чем плюсов. Возможно, что в отдельных регионах страны, особенно приграничных, будет доминировать сырьевая направленность лесного сектора. Возможно также ухудшение экономического положения предприятий ЦБП и производителей изделий из древесины в первые годы перестройки экономической модели лесного сектора.
Однозначно понятно, что существующие ныне правила административно-рыночного ценообразования на древесину на корню должны меняться.

Вступление России в ВТО – это конкретный шаг вступления лесного сектора страны в очередную перестроечную фазу, теперь уже в рамках интернациональной лесной политики..."