О КОМПАНИИ

Мы рады приветствовать Вас на сайте Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования!

Наш Центр был организован 1 июля 2003 года. За это время определились основные направления деятельности и потенциальные заказчики наших услуг и работ, сформировался трудовой коллектив. Читать далее »

НАША МИССИЯ

Формирование и системное совершенствование системы стратегического планирования в сфере лесных отношений и комплексного развития предприятий лесопромышленного комплекса в интересах обеспечения устойчивого управления лесами и повышения экономической эффективности использования лесов

НАШИ УСЛУГИ

Отзывы о центре:

Владимир 02.03.2016

Замечательный центр! Он действительн »

С. Трофимов 14.08.2013

Лесная отрасль России - это многолетний труд целых поколений наших »

Т. Хайрулин 08.07.2013

Центр экономики леса и природопользования является организацией, ко »

Все отзывы

Цитата дня

...Природа – это единственная книга с великим содержанием на каждом листе... (В. Гете)

Все цитаты

Анонсы

11.04.2018 Всероссийский экологический субботник «Зеленая весна» пройдет при поддержке Минприроды России с 21 а читать »

08.04.2018 В период с 18 по 19 апреля в Москве пройдет международный конгресс «Биомасса: топливо и энергия». читать »

10.12.2017 Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров откроет 12 декабря 2017 года первый форум ле читать »

Все анонсы

Опрос:

Создаст ли компенсационное лесопользование эффективные условия для воспроизводства лесов

Фото дня:

О центре » Пресс-центр » Новости » Профессиональное сообщество поддерживает передачу функции проведения лесоустроительных работ специализированным бюджетным учреждениям.

Профессиональное сообщество поддерживает передачу функции проведения лесоустроительных работ специализированным бюджетным учреждениям.

Рассказать друзьям

Фото: ©Depositphotos/gerasimov

Представители органов власти, бизнеса и научного сообщества обсудили в Общественной палате РФ поправки в Лесной кодекс, в соответствии с которыми предполагается законодательно закрепить проведение лесоустройства  специализированными лесоустроительными организациями федерального органа управления лесным хозяйством. Заседание круглого стола состоялось 22 июня 2016 года.

Объективная,  достоверная и актуальная информация о качественном и количественном составе лесов необходима для создания эффективной системы управления лесным хозяйством. Как признали участники заседания, материалы лесоустройства должны использоваться при подготовке документов лесного планирования,  разработке лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов. Между тем, действующая в лесном хозяйстве система не позволяет обеспечить проведение лесоустроительных работ с надлежащим качеством. Фактически государство не обладает полной информацией о принадлежащих ему ресурсах.

Выступая на круглом столе, генеральный директор Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования Николай Петрунин отметил, что «сегодня стоимостные и таксационные показатели являются одними из главных критериев инвестиционной привлекательности лесов, стимулирующими развитие лесного бизнеса и создающими тем самым дополнительные источники пополнения государственной казны. Однако, как лесной план не является документом стратегического планирования, так и материалы лесоустройства сами по себе не являются документами лесного планирования, необходимо сделать так, чтобы материалы нового лесоустройства имели абсолютный приоритет перед всеми остальными источниками информации о лесах, особенно при разработке лесных планов и лесохозяйственных регламентов лесничеств."

Согласно действующему законодательству, проводить работы по лесоустройству может практически любая организация, индивидуальный частный предприниматель или физическое лицо,  победивший на аукционе на право заключения госконтракта на выполнение лесоустроительных работ.  По мнению Николая Петрунина, это стало возможным благодаря тому, что "согласно новому Лесному кодексу обязанности по проведению лесоустройства оказались размытыми, с одной стороны, а также с реализацией в стране законодательства в сфере государственных закупок, с другой. Система государственных закупок несовершенна: слишком затянутая по срокам процедура проведения торгов, превышение в оценке предложений участников приоритета снижения начальной стартовой цены контракта, исключение оз обязательных условий оценки профессионализма, опыта работы, наличия в штате исполнителя квалифицированных работников и т.д."

Как признали многие выступавшие участники круглого стола, в результате этого лесоустройство зачастую выполняется небольшими организациями, не имеющими никакого опыта в лесном хозяйстве, что приводит к снижению качества работ.  

«Сегодня мы наблюдаем тенденцию, когда важные публичные полномочия делегируются от специализированных государственных организаций частным коммерческим структурам. Это конечно вызывает тревогу и озабоченность. Эта тенденция затронула и лесоустройство — отдать их в частные руки это все равно, что доверить государственные границы частным лицам», — заявила председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидия Михеева.

Генеральный директор Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и  природопользования Николай Петрунин также обратил внимание на существование объективных сложностей с исполнением таких контрактов. Например, в период действия чрезвычайных ситуаций доступ в леса закрыт, что приводит к срыву установленных контрактом сроков выполнения работ. Продление или переноса сроков исполнения контракта законодательство в сфере государственных закупок не допускает. Потому в лучшем случае государственные контракты расторгаются по соглашению сторон, запланированные объемы работ остаются не выполненными, а средства, выделенные на лесоустройство,  в лучшем случае перераспределяются на другие цели, в худшем - возвращаются в бюджет. 

В регионах Северо-Запада, Сибири, Дальнего Востока увеличивается количество поданных исков с претензиями к качеству работ, к порядку определения победителя аукциона, порядку проведения торгов, что блокируют проведение самих работ. Ситуация усугубляется планомерным сокращением финансирования лесного хозяйства. С 2014 по 2016 годы объем выделяемых средств из федерального бюджета ежегодно  уменьшается  на 12 – 15%.  «В условиях снижения финансирования под сокращение подпадают основополагающие работы, в том числе лесоустройство», - отметил Николай Петрунин. Между тем, с его точки зрения, для решения вопроса финансирования есть ресурсы. Различные ежегодные платежи в бюджеты всех уровней от использования лесов, включая налоги, таможенные сборы, собственно арендные платежи, составляют более 100 миллиардов рублей в год. Таким образом, государство вполне могло бы планомерно финансировать выполнение лесоустроительных работ, подчеркнул он.

«К финансированию лесоустроительных работ, возможно, привлекать арендаторов: от качества информации зависит эффективность освоения лесов, а также уровень платежей в бюджетную систему России от использования лесов. Поэтому арендаторы заинтересованы в получении объективной информации, и их участие в финансировании лесоустроительных работ  повысило бы качество их проведения. Но нужны стимулы. Сегодня сдерживающим фактором является то, что результаты проведенного полноценного лесоустройства не могут повлиять на оперативное внесение изменений в договоры аренды участков лесного фонда,» - отметил Николай Петрунин.

По мнению заведующего кафедрой лесоустройства и охраны леса Московского государственного университета леса, профессор Михаила Гиряева,  есть возможность снизить стоимость работ по лесоустройству за счет применения дистанционных методов.

Лесоустройство должно выполняться  специализированным организациями, которые имеют опыт таких работ и знакомы со спецификой лесного хозяйства, озвучил позицию профильного министерства директор Департамента государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов Минприроды Андрей Грибенников. «Без изъятия полномочий на федеральный уровень эти вопросы не решить», - подчеркнул он.

Сейчас фактически восстанавливаются нормы, действовавшие в отрасли до принятия Лесного кодекса 2007 года, необходимость этого подтверждается на практике, заметил заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Николай Кротов. «Есть устои  лесного хозяйства, которые нельзя было менять. Лесоустроительные работы -  более сложный процесс, чем предполагали авторы Лесного кодека», - сказал он. Как отметил представитель Рослесхоза, в настоящее время для поддержания в актуальном состоянии данных о лесах, необходимо ежегодно проводить лесоустроительные работы на площади около 35 миллионов га. Выполнить  эту задачу могут только специализированные организации. При этом, арендованные участки также должны  стать объектом инвентаризации. Тем самым будет осуществляться фактически государственный контроль над использованием лесов.     

Отлаженная система лесоустройства позволит увеличить платежи в бюджет и повысить эффективность предпринимательской деятельности в лесном хозяйстве, указал директор ФБУ «Рослеинфорг» Сергей Штрахов. Как предполагается, именно «Рослесинфорг» должен будет заняться проведением лесоустройства. Правда в этом случае, как отмечали некоторые участники заседания, возникает проблема  передачи соответствующих полномочий от субъектов РФ федеральному центру. Для ее решения потребуется внесение изменений в законодательство.

Прозвучавшие в ходе заседания предложения будут направлены в правительство РФ для выхода с  законодательной инициативой по внесению изменений в Лесной кодекс.