О КОМПАНИИ

Мы рады приветствовать Вас на сайте Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования!

Наш Центр был организован 1 июля 2003 года. За это время определились основные направления деятельности и потенциальные заказчики наших услуг и работ, сформировался трудовой коллектив. Читать далее »

НАША МИССИЯ

Формирование и системное совершенствование системы стратегического планирования в сфере лесных отношений и комплексного развития предприятий лесопромышленного комплекса в интересах обеспечения устойчивого управления лесами и повышения экономической эффективности использования лесов

НАШИ УСЛУГИ

Отзывы о центре:

Владимир 02.03.2016

Замечательный центр! Он действительн »

С. Трофимов 14.08.2013

Лесная отрасль России - это многолетний труд целых поколений наших »

Т. Хайрулин 08.07.2013

Центр экономики леса и природопользования является организацией, ко »

Все отзывы

Цитата дня

...Природа – это единственная книга с великим содержанием на каждом листе... (В. Гете)

Все цитаты

Анонсы

11.04.2018 Всероссийский экологический субботник «Зеленая весна» пройдет при поддержке Минприроды России с 21 а читать »

08.04.2018 В период с 18 по 19 апреля в Москве пройдет международный конгресс «Биомасса: топливо и энергия». читать »

10.12.2017 Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров откроет 12 декабря 2017 года первый форум ле читать »

Все анонсы

Опрос:

Создаст ли компенсационное лесопользование эффективные условия для воспроизводства лесов

Фото дня:

О центре » Пресс-центр » Новости » Лесоводы Алтайского края полагают, что Лесной кодекс Российской Федерации надо совершенствовать.

Лесоводы Алтайского края полагают, что Лесной кодекс Российской Федерации надо совершенствовать.

Рассказать друзьям

Как отмечается на официальном сайте Управления лесами Алтайского края, ведомство на основании правоприменительной практики считает необходимым внести изменения и дополнения в Лесной кодекс Российской Федерации (далее – ЛК РФ) и иные нормативные правовые акты в области лесных отношений.

По мнению алтайских лесоводов необходмо: 

1. Предусмотреть в ЛК РФ возможность предоставления в пользование лесных участков по результатам лесных конкурсов и внести изменения в соответствующие нормы ЛК РФ.

Согласно ст. 447 ГК РФ выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложило лучшие условия.

При проведении лесных аукционов в ряде случаев зафиксированы факты участия в них юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, интересующихся только заготовкой древесины, не имеющих не только опыта, но и представления о специфике выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов.

Представляется целесообразным для обеспечения эффективного осуществления использования лесов, улучшения их состояния, развития благоприятного инвестиционного климата заменить лесные аукционы конкурсами, предусмотрев преимущественное право на получение лесных участков в пользование лицам, имеющим ресурсы и мощности (кадровые ресурсы, специализированную технику и оборудование и т.п.) для проведения работ по охране, защите и воспроизводству лесов, заготовке, переработке древесины и иной лесной продукции, что должно явиться одним из условий участия в конкурсе на право заключения договора аренды лесных участков.

2. Внести изменения в ч.8 ст. 79 и ст. 80 ЛК РФ, расширив перечень оснований для отказа в допуске к участию в торгах и предусмотрев ведение уполномоченными органами в сфере лесных отношений реестра недобросовестных участников торгов.

В ч. 8 ст. 79 ЛК РФ содержится ограниченный перечень оснований для отказа в допуске к участию в аукционе, а ч. 9 этой же статьи содержит норму, запрещающую отказывать в допуске по иным основаниям.

Статьей 80 ЛК РФ предусмотрен порядок заключения договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона. Вместе с тем, в настоящее время, встречаются случаи, когда некоторые победители и участники аукционов отказываются от подписания договоров, и уполномоченные государственные органы вынуждены принимать меры по понуждению их к этому в судебном порядке. Вместе с тем, в дальнейшем это не будет являться препятствием для повторного участия в аукционах таких недобросовестных участников.

Является целесообразным внесение в указанные статьи ЛК РФ норм, аналогичных нормам Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», предусматривающих ведение реестра недобросовестных участников, отказ в допуске к участию в торгах в случае включения такого участника в реестр.

3. Устранить двоечтение в нормах ст.25 и ч. 11 ст. 79 ЛК РФ, фактически ограничивающих право граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, на участие в лесных аукционах.

В соответствии с ЛК РФ некоторые виды использования лесов представляют собой предпринимательскую деятельность и могут осуществляться лицами,  зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным  законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Нормы статей 78-80 ЛК РФ регулируют процедуру проведения лесных аукционов на право заключения договоров аренды лесных участков на все без исключения виды использования лесов. При этом ч.11 ст. 79 ЛК РФ предусматривает при подаче заявки представление гражданином выписки из ЕГРИП, подтверждающей его статус, как индивидуального предпринимателя.  Соответственно, данную норму можно расценивать как ограничение участия в аукционах граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

В настоящее время статья 41 ЛК РФ не относит использование лесов для осуществления рекреационной деятельности к предпринимательской деятельности. Одновременно, данная статья не содержит прямого запрета на использование лесов в этих целях гражданами, в связи с чем при практическом ее это возникает разное понимание у заявителей и государственных органов.

4. Более четко предусмотреть порядок предоставления и условия использования лесов для нескольких целей согласно ст. 25 и 72 ЛК РФ.

Статья 25 ЛК РФ закрепляет возможность многоцелевого использования лесов. До недавнего времени данная норма вызывала разное толкование.

В настоящее время Президиум ВАС постановлением от 27.07.2010 № 2111/10 высказал свою позицию, согласно которой ЛК РФ не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности. Ограничение по виду лесопользования и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое пользование одним лесным участком невозможно.

Однако, при практическом применении данной статьи по-прежнему остаются неурегулированными процедура предоставления лесных участков в таких случаях, а также механизм согласования и учета взаимных интересов лиц, использующих леса для различных целей, распределения их прав, обязанностей и распределения расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов, проведение кадастрового учета.

5. Упразднить предусмотренный ст. 30 и 77 ЛК РФ механизм обеспечения древесиной граждан для собственных нужд.

Согласно статьям 30 и 77 ЛК РФ основанием для заготовки древесины гражданами для собственных нужд является договор купли-продажи.

Отпуск древесины гражданам для собственных нужд очень усложнен. Например, для заготовки древесины в целях отопления жилья на территории Алтайского края установлена норма 8 куб. м. Для отпуска древесины в указанном объеме необходимо произвести отвод и таксацию лесосеки, при этом оформление материалов включает те же работы, как и на лесосеку с большим объемом древесины. Затраты времени и финансовых средств на проведение возрастают в несколько раз. Кроме того, технологически не представляется возможным осуществлять отвод только дровяной древесины, так как даже в древесине самого низкого качества практически всегда присутствует деловая древесина.

С учетом проводимых реформ в лесном хозяйстве, государство не способно обеспечить финансовыми средствами и кадровыми ресурсами проведение работ по отводу лесосек, заключение огромного количества договоров и, соответственно, контроль заготовки. Это влечет за собой многочисленные  нарушения и бесконтрольность в использовании лесов, так как возможность и навыки заготовки имеют фактически не более 1 % граждан, нуждающихся в дровах.

Кроме того, необходимо отметить, что ни в одной стране мира, в том числе и в России, с такой масштабностью не раздается ни один видов природных ресурсов. Считаем, что данный способ «допуска» в лес для заготовки древесины огромного количества населения негативно сказывается на экономике, способствует усугублению криминогенной обстановки, росту незаконных рубок и является коррупциогенным  фактором.

6. В целях заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений предусмотреть право купли-продажи указанных лесных ресурсов (аналогично купле-продаже лесных насаждений при заготовке древесины) и установить нормативы заготовки и сбора указанных лесных ресурсов, заготавливаемых гражданами для собственных нужд, либо предоставить это право субъектам РФ.

Статьями 32 и 34 ЛК РФ предусматривается осуществление юридическими лицами и гражданами заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений только на праве долгосрочной аренды лесных участков. Однако, аренда для данных видов пользования экономически невыгодна (неурожайные годы, сезонность работ, незначительный доход, тогда как расходы по уплате арендных платежей и на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов являются обязательными и постоянными). В настоящее время данный вид использования на праве аренды практически стал невостребованным, а бюджеты всех уровней теряют доходы. Предприятия, ранее занимающиеся заготовкой и переработкой данных видов лесных ресурсов, закрывают данные производства, а иногда и бизнес.

Так как он, также как и заготовка древесины, связан с изъятием лесных ресурсов, представляется логичным предусмотреть, наряду с арендой лесных участков, использование указанных лесных ресурсов на основании договоров купли-продажи без предоставления лесных участков.

Статьями 33 и 35 ЛК РФ предусмотрено право граждан заготавливать лесные ресурсы и лекарственные растения для собственных нужд в порядке, установленном законом субъекта РФ. Вместе с тем, данные нормы не устанавливают ни конкретных нормативов возможных к заготовке и сбору лесных ресурсов и лекарственных растений, ни дают такого права субъектам РФ (как это предусмотрено ст. 30 ЛК РФ при заготовке древесины для собственных нужд). 

Данные обстоятельства влекут за собой возможность заготовки гражданами данных видов лесных ресурсов без ограничений, продавать их с целью получения дохода, т.е. фактически заниматься нелегальной предпринимательской деятельностью, и лишают права государственных органов контролировать заготовку и привлекать к ответственности.

7. Устранить проблемы, связанные с неурегулированностью процедуры предоставления лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

С 01.04.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ            «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ), которым внесены изменения в ст. 36 ЛК РФ и предусмотрен новый порядок предоставления в аренду лесных участков.

В соответствии со ст. 25, 27 и 28 данного закона лесные участки предоставляются в аренду для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства по результатам аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений. Документация об аукционе и проект охотхозяйственного соглашения должны содержать условия о годовом размере арендной платы за предоставляемые в аренду лесные участки, о сроке заключения договоров аренды лесных участков, обязательства органа государственной власти  предоставить лесные участки без проведения торгов. Согласно ст.36 и 72 ЛК РФ лесные участки для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства предоставляются на основании охотхозяйственных соглашений и договоров аренды, которые заключаются без проведения аукционов.

Однако, фактически и в настоящее время данный вид использования лесов продолжает  осуществляться неправомерно, без заключения договоров аренды.

Согласно пунктам 3 и 4 ст. 71 Законом № 209-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий до дня вступления в силу настоящего закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона, а органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с указанными лицами в течение трех месяцев с даты их обращения.

Основная часть охотпользователей указанным правом не воспользовалась, в связи с чем вопросы заключения договоров аренды лесных участков государственные органы вынуждены решать в судебном порядке.

Также указанный закон не решил ряд проблем, связанных с практическим применением его норм и норм ЛК РФ, а именно: соотношения полномочий различных государственных органов при проведении аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений и при заключении договоров аренды лесных участков, совмещения территориального и внутрихозяйственного охотустройства с лесным планом субъекта РФ и лесохозяйственными регламентами лесничеств, сохранения и переоформления ранее возникшего охотпользования на лесных участках, находящихся в аренде у других лиц, в том числе для других видов использования и т.д.

Статья 25 Закона № 209-ФЗ предусматривает, что для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки предоставляются в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным и лесным законодательством.

Еще одной проблемой остается разное понимание государственных органов в области лесного хозяйства, охотничьего хозяйства и непосредственно охотпользователей вышеуказанной статьи Закона № 209-ФЗ по вопросу о границах и площадях предоставляемых в аренду лесных участков.

Для урегулирования разногласий, обеспечения эффективной охраны лесов, объектов животного мира и особо охраняемых территорий, рационального использования природных ресурсов при использовании лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и использовании объектов животного мира, представляется целесообразным как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации оптимизировать структуру государственного управления, создав единый государственный орган, уполномоченный в области лесных отношений, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, использования и охраны особо охраняемых природных территорий.

8. Урегулировать вопросы предоставления лесных участков для ведения сельского хозяйства согласно статье 38 ЛК РФ.

Указанный вид использования лесов может быть востребован в большей части юридическими лицами и гражданами, соответственно, располагающимися и проживающими в сельской местности и не отнесен к видам использования, представляющим собой предпринимательскую деятельность. Вместе с тем, в соответствии со ст. 72 ЛК РФ предоставление лесных участков в аренду для ведения сельского хозяйства предусмотрено сроком только от десяти до сорока девяти лет. Кроме того, это влечет за собой возложение на арендаторов обременений по выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов.

Федеральным законом от 14.03.2009 № 32-ФЗ в ст. 38 ЛК РФ внесены изменения, разрешающие предоставлять гражданам в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки в безвозмездное срочное пользование или устанавливать сервитут в случаях, определенных ЗК РФ и ГК РФ.  Одновременно Федеральный закон от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» дополнен статьей 10.2, предусматривающей, что лесные участки могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование гражданам в виде служебных наделов в соответствии с ЗК РФ и ЛК РФ.

Порядок предоставления в безвозмездное срочное пользование земельных участков регулируется ст. 24 ЗК РФ, согласно которой служебные наделы предоставляются определенным категориям лиц, работникам организаций отдельных отраслей экономики на время установления трудовых отношений. Постановлением Совета Министров РСФСР от 20.03.1965 № 369 определены категории таких работников, однако виды служебных наделов ограничены только пахотными землями и сенокосами.

Таким образом, возникает двоечтение между нормами лесного и земельного законодательства, регулирующими вопросы использования гражданами лесных участков для ведения сельского хозяйства для собственных нужд. Кроме того, установление срока аренды для данного вида пользования от десяти до сорока девяти лет является нецелесообразным, так как лишает права юридических лиц и граждан заключать данные договоры на менее длительный срок.

9. Расширить перечень случаев возведения ограждений лесных участков, предоставленных для некоторых видов использования лесов.

В соответствии с ч. 8 ст.11 ЛК РФ предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных ЛК РФ. В настоящее время такие случаи предусмотрены только при использовании лесов для ведения сельского хозяйства, а также при создании лесопарковых зон.

Вместе с тем, огораживание лесных участков является зачастую жизненно необходимым мероприятием при использовании лесов, например, для осуществления рекреационной деятельности. Данный вид деятельности связан в основном с организацией отдыха, туризма и спорта, т.е. с отдыхом граждан, в том числе детей, что вызывает необходимость обеспечения их безопасности.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» требует строгого соблюдения СанПиН. Так, например, СанПин 2.4.4.1204-03, утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача от 17.03.2003 № 20, предусматривает, что при организации загородного отдыха детей, участок основной застройки загородного оздоровительного учреждения должен иметь ограждение высотой не менее 0,9 м и не менее двух въездов (основной и хозяйственный).  

Есть и другие нормы, в том числе в лесном законодательстве, которые напрямую не говорят, что нужно огораживать лесной участок, но подразумевают это. Правила использования лесов практически для всех видов использования, а также правила санитарной и пожарной безопасности в лесах обязывают арендаторов не допускать повреждения лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление и засорение площади предоставленного лесного участка и прилегающих территорий бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором, проезд транспортных средств и иных механизмов по произвольным, неустановленным маршрутам.

Если же лесной участок не будет огорожен, то какой еще инструментарий для соблюдения данных требований есть у арендатора, особенно, если использование лесного участка сопряжено с массовым нахождением граждан?

10. Внести в ст. 29 и 77 ЛК РФ норму, предусматривающую  заключение договоров купли-продажи лесных насаждений в исключительных случаях без проведения аукционов.

Ч. 8.2 ст. 29 ЛК РФ предусматривает, что в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, заготовка древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании договоров купли-продажи.  Согласно ч.1 ст.77 ЛК РФ договор купли-продажи заключается по результатам аукциона, за исключением случаев, предусмотренных ст. 19 и 30 ЛК РФ.

В настоящее время субъекты РФ по-разному регулируют данный вопрос. Например, ст. 15 закона Алтайского края от 10.09.2007 № 87-ЗС «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края» к исключительным случаям отнесены, в том числе, осуществление рубок лесных насаждений для предупреждения и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, за исключением возникших вследствие лесных пожаров; осуществление рубок лесных насаждений, представляющих угрозу для жизни и здоровья граждан при посещении ими лесов, угрожающих падением на здания, строения, сооружения и иные объекты.

То есть, к исключительным случаям заготовки древесины на основании договоров купли-продажи в крае, как и в других субъектах РФ, отнесены не прогнозируемые, не планируемые рубки, направленные большей частью на ликвидацию последствий чрезвычайных природных или техногенных ситуаций, при возникновении которых государственные органы ограничены в сроках принятия решений и когда проведение аукционов для заключения договоров купли-продажи является неэффективным.

11. Предусмотренный сегодня порядок проведения лесоустройства и его финансирование требуют серьезных изменений.

ЛК РФ предусматривает новую систему документов, которая включает в себя: лесной план субъекта РФ, лесохозяйственные регламенты лесничеств или лесопарков, проекты освоения лесов, лесные декларации.

К числу данных документов ЛК РФ не относит лесоустроительную документацию. Лесоустройство перестало существовать как единая система мероприятий, включающая инвентаризацию (таксацию) лесов, анализ ведения лесного хозяйства и лесопользования прошлых лет, определение расчетных лесосек, планирование лесохозяйственных мероприятий.

Субъектам РФ переданы отдельные полномочия в области лесных отношений в лесах, по которым лесоустройство не проведено либо срок его последнего проведения составляет более 10 лет. Считаем и практикой подтверждено, что проведение лесоустройства должно остаться за государством и проводиться под его контролем.

Вместе с тем, должно также сохраниться и право арендаторов лесных участков на обеспечение проведения лесоустройства в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду. В настоящее время такое право им предоставлено Правилами проведения лесоустройства и Лесоустроительной инструкцией. Однако, порядок участия арендаторов в проведении лесоустройства необходимо менять.

Опыт показал, что проведение лесоустроительных работ за счет средств арендаторов на основании заключаемых ими гражданско-правовых возмездных договоров с исполнителями лесоустройства, создает предпосылки для необоснованного увеличения объемов рубок и уклонения от проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Одной из причин этого является отсутствие в законодательстве четкого механизма контроля со стороны государственных органов за проведением лесоустройства, в том числе, оценкой качества таксационных показателей и применения последствий в связи с их неудовлетворительностью.

Кроме того, вышеуказанные Правила и Лесоустроительная инструкция содержат недостаточный перечень лесоустроительных материалов, что также создает сложности при проведении анализа материалов лесоустройства, расчете нормативов, параметров и сроков разрешенного использования лесов, а также установлении требований по их охране, защите и воспроизводству.

Отсутствие лесоустройства крайне негативно сказалось также как на подготовке лесных планов, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов, так и на текущей работе лесничеств. Согласно приказу МПР России от 19.04.2007 № 106 основой для разработки лесохозяйственных регламентов являются материалы лесоустройства. Однако, в результате хозяйственной деятельности и других факторов таксационные характеристики лесных выделов меняются и, соответственно, материалы лесоустройства устаревают.  Таким образом, в отсутствие лесоустройства большая часть информации о лесах на территории Российской Федерации, содержащаяся в лесохозяйственных регламентах, является не вполне недостоверной.

Опыт составления лесных планов, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов наглядно указывает на абсолютную незаменимость информации о лесах, которую дает лесоустройство, которое нельзя подменить лесохозяйственными регламентами и проектами освоения лесов. Именно лесоустройство является и должно остаться первоосновой и фундаментом в организации использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Представляется, что лесохозяйственные регламенты и проекты освоения лесов в лесном законодательстве должны быть упразднены, так как они дублируют материалы лесоустройства, на их разработку тратятся большие средства, а их необходимость вызывает сомнение.

На основании изложенного, представляется необходимым:

а) предусмотреть в необходимом объеме финансирование лесоустроительных работ на землях лесного фонда за счет субвенций из федерального бюджета.

б) внести следующие изменения в ЛК РФ, Правила проведения лесоустройства и Лесоустроительную инструкцию:

лесоустройство, которое обеспечивается на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским и лесным законодательством юридическими лицами – в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, проводится под контролем государственных органов субъектов РФ,  осуществляющих переданные полномочия в области лесных отношений;

разработать систему, механизм и критерии, которыми руководствуется государственный орган при осуществлении контроля за лесоустройством, проведении оценки его качества, принятии решения о последствия в связи с неудовлетворительностью лесоустройства, а также предусмотреть обязанность арендаторов и лесоустроительных организаций обеспечить устранение недостатков;

предусмотреть по завершении лесоустройства проведение органами исполнительной власти субъектов РФ в области лесных отношений государственной экспертизы лесоустроительной документации и последующее утверждение материалов лесоустройства по результатам данной экспертизы;

дополнить перечень материалов, выдаваемых заказчикам при проведении лесоустройства, включив в него пояснительную записку по всем видам и способам проведения лесоустройства.

12. Упорядочить обязанности арендаторов лесных участков по лесовосстановлению, внести изменения в Правила лесовосстановления, предусмотрев сдачу-приемку созданных арендаторами лесных культур.

В соответствии со ст.62 ЛК РФ на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков. Полагаем, что данная обязанность должна быть взаимосвязана с восстановлением лесных площадей, на которых именно данным арендатором осуществлялась заготовка древесины по договору аренды, а также площадей, на который произошли лесные пожары в период срока аренды.

Восстановление же лесных насаждений на площадях, образовавшихся ранее (до передачи лесного участка в аренду) вследствие стихийных бедствий (лесные пожары, ветровал) либо предшествующей деятельности иных лиц должно проводиться за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, необходимо вернуться к технологии сдачи созданных арендаторами лесных культур, предусмотрев техническую приемку и инвентаризацию лесных культур.

Для контроля за исполнителями работ по лесовостановлению нужно разработать наставления на все виды лесовосстановительных мероприятий.

13. Установить период до 10 лет, на который разрабатываются проекты освоения лесов,  независимо от вида использования лесов.

Пунктом 28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Минсельхоза России от 08.02.2010 № 32, предусмотрено, что проект освоения лесов разрабатывается на период 10 лет для заготовки древесины и до 10 лет - для остальных видов использования лесов, но не превышающий срок действия соответствующего лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).

Вместе с тем, при практическом применении данной нормы при составлении проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленном для заготовки древесины,  возникают следующие проблемы:

- невозможность предусмотреть меняющиеся таксационные характеристики лесов, вызванные стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пожары, ветровалы, повреждение лесов вредными организмами) и т.п.;

- отсутствие данных для составления проектов освоения лесов ввиду того, что лесоустройство в некоторых лесах не проводилось либо его давность составляет более 10 лет;

- изменение нормативных правовых актов в области лесных отношений, меняющаяся экономическая ситуация.

В этих условия необходимо активизировать проведение лесоустроительных работ за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, Состав проекта освоения лесов перенасыщен некоторыми таблицами, требуемая информация в которых не влияет на объемы и качество использования лесов, выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

14. Урегулировать ряд вопросов, связанных с использованием древесины, полученной при использовании лесов в соответствии со статьями 43-46 ЛК РФ.

В целях реализации ч. 3 ст. 20 ЛК РФ постановлением/Правительства РФ от 23.07.2010 № 604 утверждены Правила реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 ЛК РФ.

Однако, настоящие правила недостаточно регулируют следующие вопросы:

- пунктом постановления федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию указанной древесины, определено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

В соответствии с п.7 Правил юридические и физические лица, использующие леса направляют информацию об объемах и породном составе вырубаемой древесины не позднее 15 дней до завершения рубки в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в области лесных отношений, который в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанной информации направляет продавцу (Росимуществу) необходимые сведения. Вместе с тем, данными Правилами не оговаривается порядок и условия хранения данной древесины с момента направления необходимых информации и сведений.

Представляется целесообразным установить, что с момента направления сведений продавцу, должны быть обеспечены ее приемка продавцом, доставка в доступные, специально отведенные для ее хранения и дальнейшей реализации места складирования;

- необходимо также определить дальнейшую судьбу древесины, реализация которой оказалась невозможной, в частности, определить государственный орган, уполномоченный  организовывать  переработку либо уничтожение древесины, предусмотреть условия и механизм ее переработки или уничтожения.

15. Изменить порядок размещения заказов на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, учесть в ЛК РФ и Федеральном законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» особенности лесного хозяйства, предоставив право предъявлять требования к участнику размещения заказа (в том числе к квалификации, включая наличие опыта работы), а также требования к его деловой репутации, наличия производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения работ.

Реализация статьи 19 ЛК РФ при размещении заказов вызывает много проблем, требующих решения.

Данная статья предусматривает, что в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, предусмотрено размещение заказов на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом    «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № ФЗ-94).

С 27.02.2008 размещение заказов на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов (0200000 (ОКДП) Услуги для лесоводства и лесозаготовок) осуществляется путем проведения аукциона в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона». Соответственно, победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену госконтракта.

Включение в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам работ, услуг) требования к участнику размещения заказа (в том числе к квалификации, включая наличие опыта работы), а также требования к его деловой репутации, наличия производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, не допускается в силу требований Закона № ФЗ-94. Приказом Минэкономразвития от 05.07.2010 № 270 «Об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров» при проведении аукционов также не предусмотрено установления дополнительных требований к участникам размещения заказов на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов.

Заключение госконтрактов по результатам открытых аукционов с лицами, заинтересованными только в заготовке древесины, может привести к невыполнению мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в течение всего срока действия госконтракта (1 год), т.к. процедура его расторжения в одностороннем порядке может оказаться довольно длительной.

На основании изложенного, является целесообразным:

а) исключить услуги для лесоводства и лесозаготовок из Перечня товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 № 236-р;

б) внести в Закон № ФЗ-94 изменение, дополнив

 

пункт 3 статьи 11 после слов «обороны страны и безопасности государства» словами «, на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов» (тем самым данный закон предоставит право предъявлять требования к участнику размещения заказа (в том числе к квалификации, включая наличие опыта работы), а также требования к его деловой репутации, наличия производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения работ);

в) внести в приказ Минэкономразвития от 05.07.2010 № 270 «Об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров» следующие изменения:

в целях установления дополнительных требований к участникам размещения заказов на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, дополнить указанное постановление пунктом 4 следующего содержания:

«4. Установить, что дополнительным требованием к участникам размещения заказов на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов путем проведения торгов является наличие у них соответствующих квалификации, опыта работы, производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом заказа.».

16. Установить единый всероссийский образец форменной одежды и знаки различия для государственных лесных инспекторов.

В соответствии со статьями 83 ЛК РФ полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) переданы органам государственной власти субъектов РФ. В соответствии со статьей 96 ЛК РФ и Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 № 374, государственным лесным инспекторам выдаются служебные удостоверения и форма установленного образца.

Вместе с тем, сегодня вопросы обеспечения формой установленного образца на федеральном уровне не решены. Субъекты РФ регулируют указанную проблему самостоятельно, в связи с чем форма государственных лесных инспекторов и знаков различия не имеют единообразия.

Данный пробел требует урегулирования с той точки зрения, что при осуществлении государственного надзора за лесами, являющимися федеральной собственностью, представляется логичным ношение государственными лесными инспекторами формы единого всероссийского образца.

17. Урегулировать вопросы охраны лесов от незаконных рубок древесины и иных нарушений лесного законодательства, предусмотрев четкое понятие «незаконной рубки лесных насаждений», а также размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований.

В ЛК РФ отсутствует понятие «незаконной рубки лесных насаждений», что не всегда позволяет точно квалифицировать действия лиц, совершающих рубку деревьев с нарушением действующих норм и правил, в том числе лиц, осуществляющих использование лесов. В настоящее время существует только один документ, в котором дается понятие «незаконной рубки», однако оно не учитывает изменений, произошедших в лесном законодательстве. Это – постановление Пленума Верховного суда РФ от 05.11.1998 № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения».

Статьей 26 ЛК РФ предусмотрена ежегодная подача лесной декларации, которая является заявлением об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Пунктом 14 приказа Минсельхоза РФ от 08.12.2008 № 529 «О Лесной декларации» установлено, что использование лесного участка лицом, не подавшим лесную декларацию в установленные сроки, является незаконным.

В силу ч. 1 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Исходя из изложенного, все действия лиц связанные с незаконной заготовкой древесины, в том числе и рубка лесных насаждений, при отсутствии лесной декларации являются незаконными.

Таким образом, несмотря на отсутствие в действующем лесном законодательстве понятия «незаконная рубка», вышеуказанный нормативный правовой акт позволяет квалифицировать действия арендаторов лесных участков, связанные с рубкой лесных насаждений без подачи в установленном порядке лесной декларации, как незаконную рубку.

Вместе с тем, на практике имеются иные случаи рубки лесных насаждений, которые также являются незаконными:

- рубка лесных насаждений по окончании срока действия лесной декларации, если лесопользователь не обратился в уполномоченный орган с ходатайством о продлении сроков рубки, либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения;

- рубка лесных насаждений за пределами сроков договора купли-продажи;

- рубка деревьев, не назначенных в рубку;

- заготовка древесины в объеме, превышающим установленный.

Указанные действия могут быть квалифицированы как «незаконная рубка», либо «незаконная заготовка древесины», либо «незаконное использование лесов» путем внесения соответствующих изменений в действующие Правила заготовки древесины.

Представляется целесообразным данные понятия изложить в следующей  редакции:

«Незаконной рубкой древесины признается заготовка древесины или вырубка деревьев, кустарников и лиан без предоставленного в установленном порядке права аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, права безвозмездного пользования лесным участков, права ограниченного пользования чужими лесными участками, заключенного договора купли-продажи лесных насаждений или после окончания срока его действия, без подачи лесной декларации, по окончании срока действия лесной декларации, рубка деревьев, не назначенных в рубку; рубка, осуществляемая не на том лесном участке (лесосеке) или за его границами, сверх установленного количества вырубаемой древесины на лесосеке, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, как указано в лесной декларации или договоре купли-продажи лесных насаждений, рубка деревьев, запрещенных к рубке, заготовка древесины в объеме, превышающим установленный, рубка деревьев после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении права пользования лесным участком».

В новом лесном законодательстве отсутствует также термин – «неустойки за нарушение лесохозяйственных требований», ранее предусмотренные Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации. Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273, учитывают не все возможные нарушения при использовании лесов.

В этих целях предлагается дополнить ЛК РФ статьей 100.1 следующего содержания:

«Лица, использующие леса, уплачивают неустойки:

а) за нарушение лесохозяйственных требований при заготовке древесины;

б) за ненадлежащее выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, в том числе за:

ненадлежащее выполнение мер противопожарной безопасности, профилактике и тушению лесных пожаров;

допущенные незаконные рубки на переданных в пользование лесных участках;

в) оставление лесных участков в состоянии худшем, чем на момент передачи в пользование.

2. Размеры неустоек, порядок их исчисления утверждаются Правительством Российской Федерации.

3. Одновременно с уплатой неустоек лица, допустившие крупные лесные пожары и незаконные рубки древесины вследствие ненадлежащей охраны лесов, обязаны осуществлять вырубку лесных насаждений и проводить лесовосстановительные работы в первую очередь на лесном участке, пострадавшем от лесного пожара или незаконных рубок.

4. Органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, вправе требовать уменьшение объема расчетной лесосеки, предусмотренного договором; пропорционально объему лесных насаждений, пострадавших от крупных лесных пожаров, или объему незаконной рубки».

18. Предусмотреть в ЛК РФ и иных нормативных правовых актах, регулирующих лесные отношения, регламентацию иной ответственности лиц, использующих леса.

Необходимо предусмотреть меры ответственности, вплоть до расторжения договоров аренды и прекращения прав пользования лесными участками, за допущенные крупные лесные пожары и незаконные рубки лесных насаждений, в том числе рубки в объеме, превышающем расчетную лесосеку.

На практике встречаются случаи, когда превышение допустимых объемов изъятия древесины отдельными арендаторами сопоставимо с объемом всей незаконно заготовленной древесины в субъекте РФ.

Для принудительного расторжения договора аренды с такими арендаторами в судах различных уровней приходится доказывать, с учетом требований части 2 статьи 450 ГК РФ, существенность этого нарушения, несмотря на то, что в силу части 4 статьи 29 ЛК РФ запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины).

В этой связи представляется целесообразным внести дополнение в статью 29 ЛК РФ, согласно которому заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины) является самостоятельный основанием для расторжения договора аренды.

Кроме того, дополнить ЛК РФ статьей 100.2. следующего содержания:

«100.2.Основания прекращения прав пользования лесными участками

1. Права пользования лесными участками прекращаются при отказе лиц, использующих леса, от прав пользования, по истечении срока пользования, при прекращении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации.

2. Принудительное прекращение права пользования лесным участком возможно в следующих случаях:

невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

систематического (более двух раз) нарушения лесного законодательства Российской Федерации;

аварий, стихийных бедствий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер;

систематического (более двух раз) невнесения арендной платы за пользование лесным участком;

использования лесного участка при отсутствии проекта освоения лесов, лесной декларации;

заготовки древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины);

невыполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, а также несоблюдения правил пожарной и санитарной безопасности в лесах;

изъятия лесного участка для государственных нужд.

3. Прекращение прав пользования лесными участками не освобождает лиц, использующих леса, от административной, уголовной и иной ответственности за нарушение лесного законодательства Российской Федерации».

19. Внести изменения в Правила организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.06.2007 № 385, расширив состав лесоавиационных работ.

Указанными Правилами определены правила организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов, однако не предусмотрена  возможность и порядок проведения авиапатрулирования с целью осуществления контроля за незаконными рубками лесных насаждений, а также контроля за объемами и качеством выполняемых лесохозяйственных работ.

В связи с этим, предлагается внести в данные правила следующие изменения:

1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Лесоавиационные работы являются составной частью комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров, незаконных рубок, иных нарушений лесного законодательства, защите их от вредных организмов и иных негативных воздействий природного и антропогенного характера, обеспечению санитарной безопасности в лесах, а также контроля за выполнением фактических объемов и качества выполняемых мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.»;

2. Дополнить пункт 7 подпунктом «е» следующего содержания:

«е) своевременное обнаружение и учет, в том числе на основании данных космических съемок, незаконных рубок, иных нарушений лесного законодательства, а также установление и учет фактических объемов и качества выполняемых мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов»

20. Внести изменения в статью 53.1 ЛК РФ, включив в меры противопожарного обустройства лесов, осуществляемые лицами, использующими леса, строительство, реконструкцию и эксплуатацию ПХС, разработать и утвердить Положение о ПХС. Привести в соответствие с современными требованиями виды и нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, в том числе необходимые для оснащения ПХС.

Основным элементом системы охраны лесов от пожаров в Алтайском крае являются пожарно-химические станции (далее - «ПХС»), которых насчитывается 149 единиц, в том числе 119 ПХС-1 типа, 27 ПХС-2 типа и 3 ПХС-3 типа.

Однако в действующем лесном законодательстве отсутствует понятие ПХС. Единственным документом, регламентирующим ее работу,  является Положение о пожарно-химических станциях, утвержденное приказом Рослесхоза от 19.12.1997 № 167, которое ранее распространялось, в первую очередь, на несуществующие в настоящее время лесхозы. Данное положение содержит устаревшие нормы оснащения специализированной лесопожарной техникой, средствами тушения, транспорта, связи, инвентарем, структуру и численный состав ПХС, а также порядок организации ее деятельности. 

Вызывает разное толкование вопросы обеспечения средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующих леса. Существующие нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные приказом Минсельхоза России от 22.12. 2008 № 549, требуют доработки.

Вместе с тем, проекты разрабатываемых нормативных правовых актов в области охраны лесов от пожаров не учитывают специфику природно-климатических условий регионов и не предусматривают право субъектов РФ самостоятельно устанавливать соответствующие нормативы.

В целях урегулирования вышеперечисленных проблем необходимо предусмотреть в нормативных правовых актах право субъектов РФ самостоятельно устанавливать количество, типы ПХС, их комплектацию, виды и нормы наличия средств пожаротушения, а также нормативы противопожарного обустройства лесов с учетом природно-климатических условий регионов.

21. Предусмотреть в ЛК РФ, Правилах пожарной безопасности в лесах и  Форме типового договора аренды лесного участка, утвержденной приказом Рослесхоза № 319, обязанность арендаторов лесных участков по тушению лесных пожаров с возмещением им расходов из федерального бюджета.

Изменения, внесенные в ЛК РФ в декабре 2010 года, практически не предусматривают участие лиц, использующих леса, в тушении лесных пожаров, возлагают на них только обязанность сообщать об обнаружении пожара в специализированную диспетчерскую службу и принимать все возможные меры по недопущению распространения пожара. Однако это является не вполне оправданным, так как лица, использующие леса, должны быть непосредственно вовлечены в процесс тушения лесных пожаров, как это было в Алтайском крае до внесения указанных изменений в законодательство. Считаем, что эффективным может быть только комплексный подход к решению задач по охране лесов от пожаров с участием в этом процессе лиц, использующих леса.

В настоящее время тушение лесных пожаров осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета.

Является целесообразным обязанности по тушению лесных пожаров на арендуемых лесных участках возложить на арендаторов лесных участков с возмещением им понесенных затрат за счет средств федерального бюджета.

22. Внести в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - «Закон № 294-ФЗ») изменения, предусматривающие, что действия юридического лица или индивидуального предпринимателя, препятствующие проведению проверки, а также направленные на уклонение от проведения проверки, будут являться основанием для внеплановой проверки.

Согласно части 1 статьи 25 Закона № 294-ФЗ» при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований.

Одновременно, пунктом 2 статьи 15 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ.

Вместе с тем, как показывает практика, при осуществлении федерального государственного лесного надзора имеются неоднократные случаи невыполнения субъектами предпринимательства требований, предусматривающих обеспечение участия своих представителей в плановых проверках. Данное обстоятельство исключает возможность проведения проверки не только в запланированный срок, но и в текущем плановом году.

Привлечение к административной ответственности юридических и должностных лиц за подобные действия по ст. 19.4.1 КоАП РФ в любом случае не позволяет полноценно решить задачи, стоящие перед уполномоченными государственными органами, направленные на предупреждение, выявление и пресечение нарушений лесного законодательства.

В этой связи представляется целесообразным внести в Закон № 294-ФЗ  указанные изменения. Причем при организации и проведении таких внеплановых проверок присутствие уполномоченного представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя уже не должно быть обязательным.

23. Внести изменения в статью 96 ЛК РФ и Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, включив в них норму, наделяющую государственных лесных инспекторов полномочиями по выдаче обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных в результате административного производства нарушений лесного законодательства и осуществлению контроля за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

Статья 17 Закона № 294-ФЗ предусматривает обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора) при проведении проверок, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений и осуществлять контроль исполнения указанных предписаний в установленные сроки.

Вместе с тем, в настоящее время статья 96 ЛК РФ предусматривает осуществление федерального государственного лесного надзора не только посредством организации и проведения проверок лиц, использующих леса, в рамках Закона № 294-ФЗ, но и путем проведения мероприятий по контролю в лесах при патрулировании лесов.

Основная масса нарушений выявляется государственными лесными инспекторами именно в ходе патрулирования на землях лесного фонда, а также при проверках соблюдения арендаторами лесных участков условий договоров аренды. По выявленным нарушениям лесного законодательства принимаются решения о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности (в основном – к административной).

Несмотря на то, что факты нарушения лесного законодательства являются установленными в административном порядке, полномочиями по выдаче обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений государственные лесные инспектора в подобных случаях не обладают.

Исходя из того, что согласно части 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено, считаем целесообразным внесение в законодательство нормы, наделяющей государственных лесных инспекторов полномочиями по выдаче обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных в результате административного производства нарушений лесного законодательства и осуществлению контроля за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

24. Внести в Правила заготовки древесины, утвержденные приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337 (далее – «Правила заготовки»), следующие изменения:

а) ч. 2 пункта 10 Правил заготовки предусмотрено, что «На лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, разрешается заготовка древесины в объеме, не совпадающем с допустимым объемом изъятия древесины по лесному участку, при условии, если суммарный объем древесины, заготовленной за последние 3 года, не превышает установленной расчетной лесосеки по лесничеству.»

Однако, данный пункт не учитывает, что на территории лесничества может быть несколько пользователей лесами, у каждого из которых размер пользования значительно меньше, чем в целом по лесничеству.

Предлагается ч. 2 пункта 10 изложить в следующей редакции:

«На лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, разрешается заготовка древесины в объеме, не совпадающем с допустимым объемом изъятия древесины по лесному участку, при условии, если суммарный объем древесины, заготовленной за последние 3 года, не превышает установленной объем пользования по лесному участку;

б) ч. 3 пункта 10 Правил заготовки предусмотрено, что «Объем древесины, заготовленной при ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и последствий этой чрезвычайной ситуации, в расчетную лесосеку не включается».

В соответствии с Правилами введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций, утвержденных постановлением Правительства РРФ от 17.05. 2011 № 376 выделяют следующие чрезвычайные ситуации:

а) чрезвычайную ситуацию в лесах муниципального характера,

б) чрезвычайная ситуация в лесах регионального характера,

в) чрезвычайная ситуация в лесах межрегионального характера,

г) чрезвычайная ситуация в лесах федерального характера.

Каждая чрезвычайная ситуация вводится по определенным параметрам. В связи с этим следует уточнить, при каком виде чрезвычайной ситуации объем заготовленной древесины не включается в расчетную лесосеку.

Предлагается внести в ч. 3 пункта 10 следующие изменения:

«Объем древесины, заготовленной вследствие ликвидации последствий лесных пожаров, в расчетную лесосеку не включается.»;

в) ч. 1 пункта 12 Правил заготовки предусмотрено, что «Рубка лесных насаждений на каждой лесосеке, трелевка, частичная переработка, хранение и вывоз заготовленной древесины осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации, или в течение срока, установленного договором купли-продажи лесных насаждений, - в случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений.»

В соответствии со статьей 29 ЛК РФ и приказом Рослесхоза от 27.05.2011 № 191 «Об утверждении Порядка исчисления расчетной лесосеки» расчетная лесосека определяет допустимый ежегодный объем изъятия древесины, а ее исчисление и установление расчетной лесосеки осуществляется при разработке и утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков.

Таким образом, лесохозяйственными регламентами лесничеств устанавливается ежегодная расчетная лесосека. Соответственно, проектом освоения лесов на арендуемом лесном участке также указываются ежегодные объемы заготовки древесины. Отчеты по использованию охране, защите и воспроизводству лесов арендаторами также предоставляются по итогам выполненных мероприятий за календарный год.

Согласно статье 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

В связи с изложенным целесообразно срок действия лесной декларации установить на ежегодный  календарный год.

Предлагается ч. 1 пункта 12 изложить в следующей редакции:

Рубка лесных насаждений на каждой лесосеке, трелевка, частичная переработка, хранение и вывоз заготовленной древесины осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, согласно лесной декларации в течение декларируемого календарного года, или в течение срока, установленного договором купли-продажи лесных насаждений, - в случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений.»;

г) ч. 3 пункта 49 Правил заготовки предусмотрено, что «сроки примыкания лесосек при выборочных рубках спелых и перестойных лесных насаждений не устанавливается.»

В тексте Правил заготовки также нет ограничений по другим параметрам организационно-технических элементов выборочных рубок. Учитывая это, ограничения площади лесосек при выборочных рубках, устанавливаемые приложением 2 Правил заготовки следует удалить;

д) ч.1 пункта 53 Правил заготовки предусмотрено, что «Организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.»

Полагаем, что технологическая карта должна быть составлена в соответствии с настоящими Правилами заготовки, лесохозяйственным регламентом лесничества, проектом освоения лесов на арендуемом лесном участке.

Предлагается ч. 1 п. 53 изложить в следующей редакции:

«Организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации. Технологическая карта разработки лесосеки составляется на основании лесохозяйственного регламента лесничества, проекта освоения лесов на арендуемом лесном участке.»

е) в пункте 61 Правил заготовки указан ряд методов очистки лесосек при различных лесорастительных условиях.

Вместе с тем, конкретные способы очистки лесосек могут также зависеть от типов леса, почвы, категории защитных лесов. Целесообразно способы очистки лесосек применительно к условиям конкретного лесничества устанавливать в лесохозяйственном регламенте соответствующего лесничества.

Предлагается ч. 15 пункта 61 изложить в следующей редакции:

«Очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах. Конкретные способы очистки мест рубок устанавливаются лесохозяйственным регламентом лесничества.»;

ж) в пунктах 63-66 Правил заготовки предусмотрен осмотр лесосек после проведения рубок.

При этом при практическом применении данной нормы возникает ряд вопросов. Во многих регионах России снежный покров присутствует более 5 месяцев. Поэтому срок проведения осмотра не позднее 2 месяцев со дня окончания заготовки древесины, может выпасть на период с наличием снежного покрова, когда большинство видов нарушений выявить будет невозможно.

Лесным законодательством не предусмотрено, что лица, осуществляющие заготовку древесины, обязаны извещать органы государственной власти об окончании заготовки древесины. Отчет по использованию охране, защите и воспроизводству лесов предоставляется арендаторами ежеквартально, то есть через 3 месяца. Таким образом, орган государственной власти, не имея сведений об окончании заготовки древесины, лишен возможности провести осмотр в предусмотренный 2-х месячный срок.

Кроме того, исходя из количества разрабатываемых лесосек, процедура их осмотра будет формальной, так как охватить осмотром 100% лесосек не позволит кадровый численный состав органов лесного хозяйства практически во всех регионах.

В целях урегулирования вопросов процедуры осмотра лесосек необходимо более подробно регламентировать порядок его проведения, который должен быть обязательным как для лиц использующих леса, так и для органов государственной власти, в том числе обязанность лиц, использующих леса, предоставлять необходимые данные после проведения заготовки древесины.

25. В Правилах ухода за лесами, утвержденных приказом МПР России  от 16.07.2007 № 185, предлагается установить:

- возраст проведения проходных рубок до перевода лесных насаждений в группу возраста – приспевающие, а  в категории защитных лесов «ленточные боры» уход за лесами проводить до возраста спелости лесных насаждений;

- снижение полноты  лесных насаждений рубками до значения 06-07.

Правилами ухода за лесами рубки ограничиваются возрастом 80 лет. В части рубки спелых и перестойных насаждений возраст рубки устанавливается 121-140 лет. Таким образом, на период в 40 лет леса остаются без хозяйственного воздействия и за это время в лесных насаждениях можно сформировать новое поколение. Особенно это касается ленточных боров Алтая, где произрастают разновозрастные леса и возраст насаждения условный, определяется по преобладающему поколению. Целью проведения рубок в ленточных борах является не подготовка к рубке спелых и перестойных насаждений, а формирование разновозрастных устойчивых лесов, с высокими защитными свойствами.

При проведении ухода за лесами в полной мере игнорируется создание подроста и молодняка ценных пород, так как полнота лесных насаждений ограничивается после ухода значениями 0.7-0.8. При этой полноте возобновления хвойных пород в условиях Алтайского края невозможно.

В настоящее время на сайте Рослесхоза размещен проект Правил ухода за лесами, при доработке которых также необходимо учесть следующие предложения:

а) в Ленточных и Приобских борах Алтайского края, относящихся к Западно-Сибирскому подтаежно-лесостепному району, основной задачей рубок является формирование устойчивых насаждений, непрерывно и эффективно выполняющих целевые функции: водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и другие. Пользование древесиной в указанных лесах является сопутствующим. Поэтому в лесах большинства категорий защитных лесов и особо защитных участков рубками ухода, в сочетании с другими лесохозяйственными мероприятиями, необходимо формировать разновозрастные или условно-разновозрастные устойчивые насаждения.

В приложении 2 проекта Правил ухода за лесами полнота лесных насаждений после проведения проходных рубок ограничивается значениями 0.7-0.8. При этой полноте естественное возобновление хвойных пород в условиях Алтайского края невозможно, а также затруднено формирование целевого состава насаждений. В этих целях необходимо полноту насаждений снижать до 0.6-0.7.

б) в пункте 45 проекта Правил ухода за лесами предусмотрено, что «к возрасту спелости полнота верхнего яруса снижается до 0,8-0,7, а к  концу периода спелости -до 0,6-0,5. В последующие 2 или 3 рубки ведется уход за  сформировавшимся под пологом молодым поколением (молодняками) путем удаления  оставшихся перестойных деревьев верхнего яруса методом равномерной или  полосной выборки с той же интенсивностью».

В пункте 46 проекта Правил ухода за лесами предусмотрено, что «в ослабленных, утрачивающих полезные функции насаждениях с целевым  породным составом без подроста тех групп типов леса, где разреживанием не  обеспечивается естественное возобновление, со второй половины периода спелости  уход осуществляется площадками размером до 0,1 га или полосами площадью  0,1-0,2 га (шириной до 30 м), а в перестойных – до 0,3-0,4 га (шириной до 30 м и  длиной 100-125м) с последующей посадкой растений целевых лесообразующих  древесных пород.  Общая площадь площадок или полос при каждой рубке составляет 20-25%  общей площади участка».

Указанные в данных пунктах насаждения необходимо заменить устойчивыми насаждениями, непрерывно и эффективно выполняющими целевые функции. В этих целях площадь ухода и интенсивность проведения рубок целесообразнее увеличить.

Предлагается пункты 45 и 46 изложить в следующих редакциях:

«45. К возрасту спелости полнота верхнего яруса снижается до 0,6, а к  концу периода спелости -до 0,5. В последующие 2 или 3 рубки ведется уход за  сформировавшимся под пологом молодым поколением (молодняками) путем удаления  оставшихся перестойных деревьев верхнего яруса методом равномерной или  полосной выборки с той же интенсивностью».

«46. В ослабленных, утрачивающих полезные функции насаждениях с целевым  породным составом без подроста тех групп типов леса, где разреживанием не  обеспечивается естественное возобновление, со второй половины периода спелости  уход осуществляется площадками размером до 0,3 га или полосами площадью  до 0,3 га (шириной до 30 м), а в перестойных – до 0,3-0,4 га (шириной до 30 м и  длиной 100-125м) с последующей посадкой растений целевых лесообразующих  древесных пород.  Общая площадь площадок или полос при каждой рубке составляет 20-30%  общей площади участка».