О КОМПАНИИ

Мы рады приветствовать Вас на сайте Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования!

Наш Центр был организован 1 июля 2003 года. За это время определились основные направления деятельности и потенциальные заказчики наших услуг и работ, сформировался трудовой коллектив. Читать далее »

НАША МИССИЯ

Формирование и системное совершенствование системы стратегического планирования в сфере лесных отношений и комплексного развития предприятий лесопромышленного комплекса в интересах обеспечения устойчивого управления лесами и повышения экономической эффективности использования лесов

НАШИ УСЛУГИ

Отзывы о центре:

Владимир 02.03.2016

Замечательный центр! Он действительн »

С. Трофимов 14.08.2013

Лесная отрасль России - это многолетний труд целых поколений наших »

Т. Хайрулин 08.07.2013

Центр экономики леса и природопользования является организацией, ко »

Все отзывы

Цитата дня

"...Все расходы должны быть обоснованы и тщательно просчитаны еще на стадии подготовки программ и бюджета..." 

(Владимир Путин)

Все цитаты

Анонсы

11.04.2018 Всероссийский экологический субботник «Зеленая весна» пройдет при поддержке Минприроды России с 21 а читать »

08.04.2018 В период с 18 по 19 апреля в Москве пройдет международный конгресс «Биомасса: топливо и энергия». читать »

10.12.2017 Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров откроет 12 декабря 2017 года первый форум ле читать »

Все анонсы

Опрос:

Создаст ли компенсационное лесопользование эффективные условия для воспроизводства лесов

Фото дня:

О центре » Пресс-центр » Новости » Лесное хозяйство и ЛПК ждут масштабные перемены.

Лесное хозяйство и ЛПК ждут масштабные перемены.

Рассказать друзьям

Фото: Олег Фролов

Сегодня леса занимают почти 47 % территории нашей страны, их площадь составляет 1 183 млн. га.  Наши леса обладают значительным экономическим потенциалом.

Однако  доля продукции  лесопромышленного комплекса в ВВП составляет всего 1,6 %  и 4 % от экспорта. Мировой опыт показывает, что стратегически важные достижения в ЛПК развитых стран во многом обеспечены благодаря активной роли государства.

Например, в Финляндии лесная отрасль дает 40 млрд. $ выручки в год, обеспечивает 200 тысяч рабочих мест, 20% ВВП, экспортных поступлений и энергобаланса.

Россия же рискует потерять такую значимую для нашей страны отрасль, если  государство не изменит своего к ней отношения.   

2013 год показал, что  лесной отрасли не было уделено столько значимого внимания давно, в том числе, и со стороны первых лиц государства.  Итогом этого стало проходящее на наших глазах масштабное изменение законодательства, касающейся различных аспектов  функционирования ЛПК. По словам руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Владимира Лебедева, «изменения затронут все сегменты отрасли, поскольку именно от комплексного характера преобразований зависит общий конечный результат». А эти изменения будут внесены в более чем 50 нормативно-правовых актов, среди главных из них, по оценкам специалистов: принятие типового договора аренды, в котором будут четко определены обязанности арендатора, в частности, касающиеся проведения им мероприятий по защите, охране и воспроизводству лесов. Усилятся контроль и  требования в сфере использования лесных ресурсов: предполагается установить критерии и нормативы определения  категорий защитных лесов и особо защитных участков лесов, в которых будут запрещены промышленные рубки  и ограничена передача их в аренду для заготовки древесины.

При пролонгации договоров аренды будут поощряться предприятия, которые не имеют лесонарущений, занимаются глубокой деревообработкой и выпуском продукции с высокой добавленной стоимостью. Соответственно, эти критерии будут считаться безусловным преимуществом при допуске предпринимателей к участию в конкурсах, и способствовать победе на них.

В первой половине 2014 года в соответствии с разработанным  законопроектом предполагается создание в субъектах специализированных учреждений, которые будут на основе государственных заданий (без проведения конкурса) выполнять комплекс работ по  защите, охране и воспроизводству лесов, а также по формированию страховых фондов семян лесных растений.

Президентом РФ поставлена задача разработать законодательные нормы для активного привлечения в лесную отрасль малого и среднего бизнеса, что позволит создать новые рабочие места в регионах, испытывающих социальную напряженность, а также увеличить налоговые поступления в бюджетную систему России.

Очень важно, что на все территории РФ государством будет контролироваться и регулироваться оборот круглых лесоматериалов.

Это позволяет надеяться на возможное сокращение объемов нелегальной заготовки и вывоза древесины за рубеж:  по некоторым оценкам, например, в Сибири и на Дальнем Востоке  «теневой»  оборот доходит до 70% от всего оборота древесины. Здесь же следует отметить и ужесточение административной и уголовной ответственности за лесные правонарушения, а также увеличение срока давности привлечения к административной ответственности.

Многое предстоит сделать в части обеспечения достоверной информацией о количественных и качественных характеристиках лесных ресурсов всех заинтересованных в этом лиц.  В 2013 году на проведение лесоустроительных работ было выделено 783 млн. рублей, в 2014 году запланировано 820 млн. рублей.

Это должно позволить  ежегодно проводить таксацию на 25-27 млн. га. 

Очень важно добиться повышения доходности отрасли: сейчас в стране действуют квоты на поставку необработанной древесины на мировой рынок.

При этом раз в год формируется список арендаторов лесных участков, не имеющих задолженности по арендным платежам, которые, собственно говоря, и могут получать такие квоты.  Если арендаторы погасили свои долги уже после формирования указанного списка, то получить квоты они уже не могут и несут потери. Известно о предложении Рослесхоза ежемесячно обновлять и формировать список арендаторов, не имеющих задолженности по арендным платежам.  

Однако дальнейших действий пока смежными ведомствами не принято.

Эффективное развитие ЛПК, и особенно лесозаготовок, невозможно без активного строительства лесных дорог.

По прогнозам, в России в 2015 году производство круглого леса превысит 191 млн. м3, в 2020 году – 207 млн. м3, а в 2030 году – свыше 300 млн. м3. Между тем, сегодня протяженность дорог на одну тысячу гектаров лесного фонда составляет у нас 1,4 км, в США этот показатель равен 10 км, в Австрии – 36 км, а в Германии – 45 км, при этом только 1\10 часть лесных дорог в России имеет твердое покрытие.

В настоящее время реализация крупных инвестиционных проектов и развитие лесопереработки на Северо-Западе России, в Сибири и на Дальнем Востоке сдерживается истощением лесных ресурсов в зонах транспортной доступности, из-за чего  ежегодно увеличиваются объемы недоосвоения расчетной лесосеки.

Это, в свою очередь, негативно влияет на качественное состояние древостоев (увеличивается их возраст и подверженность болезням). По расчетам специалистов, для транспортного освоения лесных территорий нам необходимо ежегодно строить не менее 3 тыс. км дорог с твердым покрытием, что  потребует финансовых затрат в объеме более 18 млрд. рублей. В связи с этим Минприроды РФ и Рослесхоз, а также ряд регионов,  в частности, Республика Татарстан, предлагают применить при создании лесной транспортной инфраструктуры принцип софинансирования – на рубль, вложенный федеральным бюджетом, должен приходиться рубль из регионального бюджета.

Кроме этого, должен быть определен правовой статус лесных дорог в целях развития здесь государственного частного партнерства: планируется, что в 2014 году этот вопрос будет проработан на законодательном уровне. 

Также в 2014 году в России будет активизирована работа по созданию лесопромышленных кластеров, что полностью согласуется с планами по инновационному пути развития отечественной экономики. Идея кластеризации нашла отражение в Концепции стратегии долгосрочного  социально-экономического развитии РФ до 2020  года. И один из ярких примеров – формирование Международного кластера деревянного домостроения в Вологодской области: деревянное домостроение  определено как приоритетное направление развития лесного комплекса региона, предусмотрены меры государственной поддержки  предприятий ЛПК:  выделение компенсаций в размере одной трети ставки рефинансирования из областного бюджета по кредитам, полученным предприятиями ЛПК на техническое перевооружение и создание высокотехнологических производств по глубокой переработке древесины, предусмотрено снижение ставки или освобождение от налога на имущество и транспортного налога сроком до 5 лет, а также снижение на срок до 5 лет на 4,5 % налога на прибыль (с 18 до 13,5 процентов ).

Кластер строится по принципу «тройной спирали» - бизнес, государство и наука, что будет способствовать росту конкурентоспособности лесного бизнеса за счет потенциально эффективного взаимодействия его участников (в связи с географически близким расположением), включая расширение  доступа к инновациям, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением транзакционных издержек, обеспечивающим предпосылки для успешной реализации совместных проектов. 

Еще один пример: в Тюменской области на основе государственно-частного партнерства запланировано создание лесного кластера, который к 2020 году ежегодно будет приносить доход в 2,5 млрд. рублей.

В этом регионе лесной кластер будет развиваться по пяти направлениям. Это  количественное и качественное развитие лесопильных производств, развитие деревянного домостроения, мебельной отрасли, сервисных услуг и лесозаготовок силами малого и среднего бизнеса, а также развитие инновационных производств, в частности, биоэнергетики. 

Кстати, один из многообещающих итогов 2013 года, - пусть и медленный, разворот ЛПК в сторону комплексной переработки древесины, то есть, безусловно полного использования всех древесных ресурсов, в том числе, и отходов в виде опилок, щепы и порубочных остатков для производства биотоплива – древесных гранул и пеллет, что дает дополнительные возможности для развития лесной отрасли, экономик регионов, получения доходов в бюджетные системы, и, наконец, способствует оздоровлению лесного фонда и обеспечивает население и промышленность теплом и энергией.

Не случайно в РФ была утверждена соответствующая программа «БИО-2020»,  предусматривающая поэтапное развитие биоэнергетики, в том числе, в значительной степени в лесном секторе: сегодня общие мощности всех построенных в России заводов по производству пеллет – свыше 3 млн.тонн в год.

К 2025 году только в Европе потребность в пеллетах  возрастет до 36 млн. тонн в год, согласно же прогнозу, Россия к 2025 году будет в состоянии производить около 11 млн. тонн древесных топливных гранул в год. Нынешняя доля производителей пеллет из России составляет на европейском рынке около 15 %, при сохранении этой тенденции объемы экспорта пеллет из России в Евросоюз могут составить 1,7-2 млн. тонн в год (по итогам 2013 года ожидается около 1 млн. тонн).

Что же касается эффекта от их использования, например, в сфере ЖКХ, то расчеты по той же Тюменской области, в частности, показывают: если отказаться на части территории от завоза для отопления небольших поселков угля и мазута и использовать низкосортную древесину, только за год можно дополнительно высвободить 500-600 млн. рублей. И не случайно все больше российских регионов начинают развивать биоэнергетику по двум основным направлениям: создание пеллетных производств с целью внутреннего использования и экспорта этой продукции за рубеж, и перевод котельных и ТЭЦ на биотопливо с целью сокращения затрат на производство энергии и использования других видов топлива. И если этот сегмент рынка подвержен естественным колебаниям, влияющим на спрос, а, значит, объемы производства, то макроэкономическая ситуация, меры стимулирования по развитию биоэнергетики, предложенные Правительством РФ, по прогнозам экспертов, будут способствовать росту ее удельного веса в экономике страны и субъектов.       

Мало экономически изученное направление в лесной отрасли – заготовка и переработка дикоросов (плодов, грибов и ягод), ведь лес ценен не только своей древесиной, но и пищевыми ресурсами. В 2013 году здесь были обозначены такие проблемы, как отсутствие правовых  инструментов лесопользования на участках лесного фонда, не переданных в аренду, либо переданных в аренду для других видов лесопользования; отсутствие правовых решений при разделении сфер ответственности за пользование лесным участком между арендаторами и гражданами, имеющими право свободного доступа на эти участки; отсутствие гибкости договорных конструкций при заключении договоров аренды, что делает их неэффективными для использования в сфере заготовки дикоросов; массовый  оборот дикоросов на территории РФ без легального подтверждения их происхождения и колоссальные неконтролируемые объемы экспорта за рубеж.

В этой сфере практически нет обоснованных  экономических расчетов из-за отсутствия объективной информации о запасах и объемах сбора и реализации урожая – а это серьезные потери для бюджетной системы РФ от использования лесного фонда в таком виде.

Например, по экспертным оценкам, в Республике Алтай в 2013 году была собрана  691 тонна кедрового ореха. При цене 400 рублей за килограмм доход, полученный заготовителями,  исчисляется в 276,4 млн. рублей. Только с этой суммы налог на добавленную стоимость должен был бы составить 49,7 млн. рублей.

При этом, какой объем средств фактически поступил в казну субъекта, неизвестно.

Безусловно, в этой сфере необходимо наведение порядка.

Прежде всего,  надо на законодательном уровне установить понятие «заготовка дикоросов для собственных нужд».

Это позволит юридическим и физическим лицам, заключившим договора аренды лесных участков под эти цели,  испытывать меньшие риски в плане свободного доступа местного населения в леса для заготовки грибов и ягод.

Кроме того, необходима доработка положений соответствующих договоров аренды лесных участков  для работы в урожайные или неурожайные годы и упрощения порядка оплаты аренды в зависимости от урожайности, введения в предмет аренды новых видов лесопользования. 

Словом, в лесной отрасли запланированы масштабные перемены: к 2020 году доля ЛПК в ВВП страны должна вырасти в 2 раза, весь вопрос в том, насколько удачным и эффективным окажется в итоге обновляемое законодательство, как вживется оно в наши экономические реалии, «задышит» ли от этого по-новому российский лес…

Илья Сергеев, начальник отдела по связям с общественностью и СМИ Научно-исследовательского и аналитического центра по экономике леса и природопользованию. Подготовлено на основе материалов «круглых столов» и конференций по проблемам ЛПК, состоявшихся в октябре-декабре 2013 года.

При полном или частичном использовании гиперактивная ссылка на источник публикации http://www.umocpartner.ru/ и автора обязательны.