О КОМПАНИИ

Мы рады приветствовать Вас на сайте Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования!

Наш Центр был организован 1 июля 2003 года. За это время определились основные направления деятельности и потенциальные заказчики наших услуг и работ, сформировался трудовой коллектив. Читать далее »

НАША МИССИЯ

Формирование и системное совершенствование системы стратегического планирования в сфере лесных отношений и комплексного развития предприятий лесопромышленного комплекса в интересах обеспечения устойчивого управления лесами и повышения экономической эффективности использования лесов

НАШИ УСЛУГИ

Отзывы о центре:

Владимир 02.03.2016

Замечательный центр! Он действительн »

С. Трофимов 14.08.2013

Лесная отрасль России - это многолетний труд целых поколений наших »

Т. Хайрулин 08.07.2013

Центр экономики леса и природопользования является организацией, ко »

Все отзывы

Цитата дня

...Природа – это единственная книга с великим содержанием на каждом листе... (В. Гете)

Все цитаты

Анонсы

11.04.2018 Всероссийский экологический субботник «Зеленая весна» пройдет при поддержке Минприроды России с 21 а читать »

08.04.2018 В период с 18 по 19 апреля в Москве пройдет международный конгресс «Биомасса: топливо и энергия». читать »

10.12.2017 Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров откроет 12 декабря 2017 года первый форум ле читать »

Все анонсы

Опрос:

Создаст ли компенсационное лесопользование эффективные условия для воспроизводства лесов

Фото дня:

О центре » Решение Арбитражного суда ХМАО-Югры по делу № А73-3041/2013 об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах.

Решение Арбитражного суда ХМАО-Югры по делу № А73-3041/2013 об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах.

17 января 2014 г. Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры рассмотрел дело № А73-3041/2013 по заявлению ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.

Постановлением от 20.09.2013 года № 1279-ОООПТ/16 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Данной статьей установлено, что нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

В силу статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЛК РФ) одним из основных принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.

Частью 1 статьи 51 ЛК РФ установлено, что леса подлежат охране от пожаров.

В силу статьи 52 ЛК РФ охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ЛК РФ.

Статьей 53 ЛК РФ определено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Единые требования к пожарной безопасности в лесах установлены Правилами пожарной безопасности в лесах утверждённых постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов обязаны в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке незамедлительно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.

Согласно п.4.1 Рекомендаций по обнаружению и тушению лесных пожаров (утверждены Рослесхозом 17.12.1997 года) руководитель лесхоза или лесничий, получив сообщение о пожаре, обязан немедленно принять меры к его тушению. При направлении для тушения пожаров необходимых сил и средств руководители лесхозов или лесничеств должны учитывать возможную силу и скорость распространения пожара, и, особенно, опасность перехода его в верховой.

Причем расчет необходимых сил и средств пожаротушения следует производить применительно к возможной наиболее тяжелой ситуации в сложившихся условиях и с учетом поправочных коэффициентов на ведущие факторы, определяющие скорость распространения кромки пожара и трудность его тушения.

С учётом класса природной пожарной опасности леса в квартале 683 Мало-Юганского лесничества и площади пожара (50га.) вылет необходимо было организовать через три часа и большими силами.

У Заповедника такая возможность имелась, так как в соответствии с п.п 4.2 гражданско-правового договора от 02.07.2013 года на оказание услуг авиации ЗАО «Авиакомпания «Геликс» в случаях стихийного бедствия обязуется предоставить авиационное обслуживание заповеднику через три часа после получения от него заявки и с учётом вместимости заявленного воздушного судна Ми-8Т могла взять на борт 12 членов пожарной команды. А в соответствии с п.2 раздела IV Плана заповедник имеет в штате 14 сотрудников имеющих право на тушение лесных пожаров. Материалами дела установлено, что авиапатрулирование территории заповедника надлежащим образом не проводилось, лесной пожар был зафиксирован 23.07.2013 года в 10 часов 20 минут на плошали 50 га системой космического мониторинга пожаров (ИСДМ-Рослесхоз). Вид пожара: лесной, низовой, устойчивый. Тип леса: сосново-кедровый. II—III класс природной пожарной опасности. Причина возникновения пожара не установлена, вероятнее всего пожар возник от грозы.

Администрация Заповедника об очаге возгорания узнала из системы ИСДМ-Рослесхоз 23.07.2013 года в 15 часов 30 минут.

Информация о выявлении лесного пожара на территории заповедника «Юганский» направлена администрацией в СДС (специализированную диспетчерскую службу) только 26.07.2013 года.

Оспаривая постановление, Заповедник указывает на то, что возникший пожар от 23.07.2013 года резко увеличивался. Своих сил в Заповеднике больше не было, и администрация принимала все возможные меры для привлечения сил со стороны. Поскольку договор с БУ ХМАО-Югры «База авиационной и наземной охраны лесов» мог быть заключен только при объявлении ЧС на территории заповедника или Сургутского района, то 26.07.2013 года Заповедник обратился с просьбой о принятии такого решения в Министерство природных ресурсов. В это время решался вопрос о введении режима ЧС на территории Сургутского района, поэтому в тот же день было направлено письмо на имя директора Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры с просьбой о заключении договора с БУ ХМАО-Югры «База авиационной и наземной охраны лесов».

Судом сделан вывод о том, что Указанные доводы не исключают вины заявителя в совершении правонарушения.

Пожароопасный сезон 2013 года на территории ХМАО-Югры введен с 06.05.2013 года, а договор между администрацией Заповедника и БУ ХМАО-Югры «База авиационной и наземной охраны лесов» был заключен только 27.07.2013 года.

Заповедник должен был организовать авиапатрулирование территории с 04.07.2013 года.

Администрация Заповедника в нарушение указанных требований выделила недостаточно сил (5 человек) и организовала очень поздно их вылет к очагу пожара через 18 часов после подтверждения информации о пожаре. С учётом класса природной пожарной опасности леса, класса пожарной опасности по условиям погоды (IV класс) и площади пожара (50га.) вылет необходимо было организовать через три часа и большими силами. Доказательств объективной невозможности соблюдения Заповедником требований Правил пожарной безопасности в лесах в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.

Иск отклонен в полном объеме.

С полным текстом решения по делу № А75-9372/2013, Вы можете ознакомиться здесь.