О КОМПАНИИ

Мы рады приветствовать Вас на сайте Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования!

Наш Центр был организован 1 июля 2003 года. За это время определились основные направления деятельности и потенциальные заказчики наших услуг и работ, сформировался трудовой коллектив. Читать далее »

НАША МИССИЯ

Формирование и системное совершенствование системы стратегического планирования в сфере лесных отношений и комплексного развития предприятий лесопромышленного комплекса в интересах обеспечения устойчивого управления лесами и повышения экономической эффективности использования лесов

НАШИ УСЛУГИ

Отзывы о центре:

Владимир 02.03.2016

Замечательный центр! Он действительн »

С. Трофимов 14.08.2013

Лесная отрасль России - это многолетний труд целых поколений наших »

Т. Хайрулин 08.07.2013

Центр экономики леса и природопользования является организацией, ко »

Все отзывы

Цитата дня

...Природу нельзя застигнуть неряшливой и полураздетой, она всегда прекрасна... (Р. Эмерсон)

Все цитаты

Анонсы

10.12.2017 Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров откроет 12 декабря 2017 года первый форум ле читать »

23.11.2017 5 декабря 2017 года в Новосибирске состоится научно-практическая конференция «Лесоустройство на совр читать »

21.11.2017 Форум «ЛПК 360°» соберет ведущих экспертов лесопромышленного комплекса России 12 декабря в Москве читать »

Все анонсы

Опрос:

К чему, на ваш взгляд, приведет отмена возмещения НДС экспортерам леса:

Фото дня:

О центре » О мерах по развитию ЛПК предлагаемых Союзом лесопромышленников и лесоэкспортеров России

О мерах по развитию ЛПК предлагаемых Союзом лесопромышленников и лесоэкспортеров России

Рассказать друзьям

Россия имеет длинную и успешную историю развития лесного комплекса, по-прежнему обладает большим научным потенциалом и квалифицированными кадрами. Все это создает основу для преодоления кризиса, роста объема заготовки древесины, повышения объемов переработки, в т.ч. с максимальной добавленной стоимостью.

Кратко о ситуации в лесном комплексе

В лесном хозяйстве. Спелый лес не вырубается в необходимых объемах, в лесозаготовки вовлекаются всего 10% площади спелых лесов. Расчетная лесосека (научно-обоснованный размер рубок) реализуется в среднем не более чем на 30%.

Объем заготовки древесины

7653979086095987590639758736

Принятый в мировой практике показатель съема древесины с 1 га лесопокрытой площади составляет в России всего 0,23 кубометра, а в развитых лесопромышленных странах 2,0 - 4,8 кубометров в США и Германии соответственно.

Показатель съема древесины с 1 га

39846012630915620398651823623

В лесном фонде не осуществляются в должной мере и функции по защите лесов от пожаров. Лесные пожары своевременно не обнаруживаются и не ликвидируются, что приводит к тяжелейшим последствиям. И ситуация продолжает ухудшаться. Так, за период 2013-2015 годы число случаев возникновения лесных пожаров выросло на 16%, а площади, пройденные ими почти в 2 раза. Не выполняются задания по объемам и качеству лесовосстановительных работ. За этот же период площади лесовосстановительных работ сократились в целом почти на 70 тыс. га.

В лесной промышленности ситуации аналогичная. Её доля в валовом внутреннем продукте составляет – 1,27% (данные МПТ России за 2015 год); в объеме отгруженной продукции по промышленности в целом – 3,9% (здесь и далее Росстат); в валютной выручке от экспорта – 1,7, в объеме мировой торговли лесоматериалами – 4,0% (данные 2015 г.). Общий объем производства лесобумажной продукции за 2016 год оценивается в размере примерно 17.72 млрд. долларов США (при запасах древесины 81,5 млрд. куб. м). При этом в развитых лесопромышленных странах, например в США, при запасах древесных ресурсов 35,1 млрд. куб. м производится лесобумажной продукции составляет свыше 354,0 млрд. долларов США.

Общий объем производства лесобумажной промышленности за 2016 год

9581704975 19723 9579127356123

Выручка от российского лесного экспорта за 2016 год оценивается в объеме свыше 9.4 млрд. долларов США. Для сравнения в Финляндии – 24,6 млрд. долларов, в Канаде – более 32,9, а в США – свыше 45,7 млрд. долларов (данные ФАОстат за 2015 год). Имеется громадная разница в объемах производства продукции глубокой переработки древесины между Россией и западными лесными державами в пользу последних, что свидетельствует о сохраняющейся сырьевой направленности лесного сектора экономики России.

Выручка лесного экспорта за 2016 год

598126359162 36508123591235123

Структура экспорт и импорт лесобумажной продукции в 2016 году

98651239856129386591283658912

Основные проблемы и пути интенсификации лесопользования

Основные причины хорошо известны, но практически не решаются. Остановлюсь на наиболее существенных.

а) В части лесного хозяйства. С учетом давности лесоустройства на большей части территории страны более 20 лет и при существующих темпах проведения лесоустройства отрасль выйдет на нормальный цикл лесоустроительных работ только через 10 лет. 

Меры. Союз будет содействовать решению вопросов бюджетного финансирования лесоустроительных, в первую очередь на территориях активного лесопользования и, особенно, в зоне действия приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;

Кроме того, в части совершенствования лесопользования Союз продолжит работу по компенсации лесопользователям затрат на ведение лесного хозяйства и создание инфраструктуры лесопользования. Содействовать отмене авансовых платежей и переходу на расчеты по фактически освоенным объемам.

б.) В части лесных дорог. Для эффективного ведения лесозаготовок потребность ежегодного ввода в эксплуатацию лесных дорог круглогодового действия в соответствии со Стратегией развития лесного комплекса РФ на период до 2020 года составляет 10-11 тыс. км в год. Фактически, по данным опроса лесозаготовительных организаций строится 1,4-1,5 тыс.км, то есть в 7-8 раз меньше. Основные причины этого отсутствие средств на капитальное строительство

Протяженность лесных дорог в км на 1000 га лесов

568712630591208365986129836591723

Меры. Считаем, что государство и бизнес должны объединить усилия и финансовые ресурсы по формированию в лесном фонде страны достаточной сети лесных дорог противопожарного, лесохозяйственного назначения и дорог, обслуживающих потребности лесозаготовительной промышленности. Для этого создать правовой и организационный механизм строительства лесных дорог на условиях софинансирования из средств бизнеса и федерального и регионального бюджетов.

В части развития лесопромышленного производства

а) На низком уровне находиться инвестиционная привлекательность лесного комплекса. Одна из основных причин, по нашему мнению, - меры государственной поддержки явно недостаточны для стимулирования инвесторов по созданию производств по глубокой переработке древесины. Полностью отсутствуют меры государственной поддержки по переработке вторичных ресурсов, и в первую очередь макулатуры.

Меры. Для повышения инвестиционной привлекательности отрасли и в рамках антикризисных мер считали бы целесообразным:
1. Внести изменения в постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», по расширению мер гос. поддержки,
2. Решить вопрос:
- обнуления ставки рефинансирования по кредитам коммерческих банков, предоставляемым на создание новых производств по глубокой химической переработке древесины;
- выделения средств, в рамках постановления Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 1312, для предоставления субсидий на компенсацию части затрат на проведение НИОКР предприятиям ЛПК при осуществлении модернизации производства для выпуска импортозамещающей продукции.

б) Несколько слов о лесном машиностроении, положение которого критическое. Доля импорта на российском рынке составляет более 86 % от общего количества проданных машин и 94,5% от общего объема продаж. В текущем году ситуация на рынке лесозаготовительной техники существенно не изменилась. В целом российское машиностроение теряет в год, по экспертной оценке, платежеспособный спрос на сумму 12-15 млрд. рублей только по лесопромышленному комплексу. Сопоставимые суммы и в отношении техники для лесного хозяйства.

768921638610286308561293587213

Основных причин, которые препятствуют развитию отечественного лесного машиностроения две. Первая - отсутствие в лесозаготовительном производстве какой-либо промышленной политики. Так, например, по оценкам специалистов только около 40% российских лесов подходят для проведения сортиментной заготовки. Рынок импортной техники для этой технологии значительно превышает рынок техники для ведения хлыстовой заготовки древесины. Вторая причина – недостаток средств на техническое и технологическое перевооружение, расширение номенклатуры производимой техники и переход на инновационную, конкурентоспособную продукцию. Имеют место недостатки таможенно-тарифного регулирования.

Меры. Распространить действие постановления Правительства РФ от 29 марта 2005 г. № 166 «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки» на комплектующие узлы и агрегаты для лесных машин и оборудования. Затем, по аналогии с автопромом, принять комплекс защитных мер таможенно-тарифного регулирования, исключающих ввоз в страну бывших в употреблении лесозаготовительных машин и оборудования;

провести корректировку Подпрограммы 3 «Машиностроение специализированных производств» Госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в части лесозаготовительного и лесохозяйственного машиностроения». Предусмотреть создание и организацию серийного производства современной лесной техники;

организовать на базе предприятий лесного машиностроения совместные предприятия по серийному выпуску харвестеров и форвардеров, работающие на первоначальном этапе по лицензионным соглашениям как сборочные производства с последующей локализацией производства в течение 5 лет не менее 30-40%.

в) В части перевозок лесных грузов ситуация осложняется постоянным увеличением затрат на оплату услуг железнодорожных компаний и увеличением стоимости перевозки грузов тяжеловесным автомобильным транспортом, что привело не только к увеличению доли сырья с себестоимости продукции лесопереработки, но и к увеличению «логистической» составляющей в цене российской лесобумажной продукции.

Меры. Создать при Совете по развитию лесного комплекса межведомственную рабочую группу из представителей Минпромторга России, Минтранса России, ОАО «РЖД» и Союза для разработки компромиссных мер по тарифам на транспорте.

О внешнеэкономической деятельности

Основные конкуренты России на мировых рынках (Финляндия, Швеция, Канада, в последние годы Китай) обладают хорошо развитой инфраструктурой поддержки экспорта. Это специализированные порты, наличие собственной сбытовой сети в странах-импортерах, наличие линейных перевозок в основные страны-импортеры и т.д. В России идет обратный процесс. Существовавшие ранее специализированные порты переориентируются на перевалку более рентабельных грузов путем постоянного повышения стоимости услуг для лесных грузов. Наши конкуренты используют такие меры поддержки экспорта, как страхование торговли и инвестиций от экономических и политических рисков. Союз неоднократно поднимал вопрос о необходимости создания такой структуры.

Меры:
содействие формированию инфраструктуры лесного экспорта в стране и странах-импортерах российской древесины, а также снятие имеющихся технических барьеров при экспорте продукции ЛПК;
содействие принятию мер государственной поддержки лесопромышленных предприятий в условиях членства России в ВТО;
дальнейшее расширение Перечня оборудования для деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, не облагаемого налогом на добавленную стоимость при импорте (постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. № 372).

Развитие отраслевой науки

Сложившаяся с финансированием научных исследований ситуация фактически вытесняет ведущие лесные НИО из всей системы создания нового технологического уровня ЛПК. Годовое бюджетное финансирование НИОКР составляет сегодня 0,05% от объема продукции, выпускаемой отраслью. В то время как в развитых странах в 100 раз больше. Это ведет к деградации научной инфраструктуры, снижению кадрового потенциала науки и, как результат, к деградации отрасли.

Меры. Для повышения эффективности отраслевой науки считали бы целесообразным решить вопросы:

- создания единого научно-исследовательского центра лесного комплекса с частно-государственным финансированием, что обеспечит консолидацию потенциала прикладной отраслевой науки;
- включения затрат предприятий на НИР и НИОКР в себестоимость производимой продукции.

В области лесного образования и подготовки рабочих кадров

К настоящему времени в отрасли практически ликвидированы все отраслевые профессионально-технические училища и лесотехнические школы по подготовке рабочих кадров. Постепенно приходит в упадок система высшего образования. Снижается его качество и уровень подготовки специалистов. Это обусловлено целым рядом причин. Другой важной причиной снижения качества образования является значительное снижение качества и объемов научных исследований в университетах. Сокращаются научные коллективы, материально-техническая база изношена, устарела и уже давно не удовлетворяет современным требованиям.

Меры. Принципиально важно провести институциональные преобразования в лесном образовании и науке по следующим направлениям:

- оптимизация образовательной деятельности вузов, в том числе выделение приоритетных направлений подготовки специалистов, реструктуризация учебных подразделений, пересмотр образовательных программ в направлении удовлетворения потребностей ЛПК и т.д.;
- вовлечение работодателей отрасли в систему управления ВУЗами путем создания наблюдательных советов и участия бизнес-сообществ в подготовке программы оптимизации.

Источник: портал ПроДерево