О КОМПАНИИ

Мы рады приветствовать Вас на сайте Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования!

Наш Центр был организован 1 июля 2003 года. За это время определились основные направления деятельности и потенциальные заказчики наших услуг и работ, сформировался трудовой коллектив. Читать далее »

НАША МИССИЯ

Формирование и системное совершенствование системы стратегического планирования в сфере лесных отношений и комплексного развития предприятий лесопромышленного комплекса в интересах обеспечения устойчивого управления лесами и повышения экономической эффективности использования лесов

НАШИ УСЛУГИ

Отзывы о центре:

Владимир 02.03.2016

Замечательный центр! Он действительн »

С. Трофимов 14.08.2013

Лесная отрасль России - это многолетний труд целых поколений наших »

Т. Хайрулин 08.07.2013

Центр экономики леса и природопользования является организацией, ко »

Все отзывы

Цитата дня

"...Все расходы должны быть обоснованы и тщательно просчитаны еще на стадии подготовки программ и бюджета..." 

(Владимир Путин)

Все цитаты

Анонсы

11.04.2018 Всероссийский экологический субботник «Зеленая весна» пройдет при поддержке Минприроды России с 21 а читать »

08.04.2018 В период с 18 по 19 апреля в Москве пройдет международный конгресс «Биомасса: топливо и энергия». читать »

10.12.2017 Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров откроет 12 декабря 2017 года первый форум ле читать »

Все анонсы

Опрос:

Создаст ли компенсационное лесопользование эффективные условия для воспроизводства лесов

Фото дня:

О центре » Пресс-центр » Пресс-релизы » Н.А. Петрунин примет участие в работе круглого стола Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию «О повышении эффективности лесного комплекса»

Н.А. Петрунин примет участие в работе круглого стола Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию «О повышении эффективности лесного комплекса»

Рассказать друзьям

20 декабря Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию проводит круглый стол «О повышении эффективности лесного комплекса».

В работе круглого стола примет участие генеральный директор Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования Н.А. Петрунин с докладом по теме: "Некоторые аспекты совершенствования заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаемых по результатам аукционов по продаже права на заключение такого договора, обусловленные Решением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2013 года".

В последнее время федеральными и региональными властями проводится определенная работа по повышению эффективности лесного комплекса, в том числе и  по приведению законодательной и правовой базы в соответствие реалиям времени.

Вместе с тем, многие нормы, в силу складывающихся обстоятельств, теперь требуют быстрейшего уточнения, например, в силу принятия Президиумом Высшего Арбитражного Суда России 17 декабря текущего года  решения, которое фактически установило запрет на внесение изменений в заключенные договора аренды лесных участков в связи с уточнением в последствие количественных и качественных характеристик лесного ресурса.

По логике, с этого момента, порядок подготовки аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков должен претерпеть существенные изменения, без которых они, де факто, будут признаны ничтожными.

Существующая до сего времени практика исходила из того, что нормы пункта 2 статьи 74 Лесного кодекса,  устанавливали запрет на изменение условий аукциона при заключении договора аренды.

Вместе с тем, по мнению многих экспертов, в том числе и судебных органов, указанная норма не содержит ограничений на изменение условий заключенного договора аренды в последствие на основании норм, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, при условии, если такая возможность была предусмотрена аукционной документацией и проектом договора аренды.

В ряде субъектов Российской Федерации такое правило применялось в силу того, что при разработке проекта освоения лесов реальные объемы и качественные характеристики древесины, получаемые арендаторами, существенно отличаются от  указанных объемов и характеристик в аукционной документации.

Объяснение одно - средняя давность материалов лесоустройства по стране составляет 15-20 лет и выше, и в большинстве случаев данные о состоянии лесов на передаваемых в аренду лесных участках существенно отличаются от  действительности.

В условиях дефицита финансовых ресурсов осуществлять сплошную повторную таксацию на лесных участках  при подготовке аукционной документации (соответственно, при расчете минимального размера арендной платы) невозможно - передаваемые площади большие и большие трудозатраты.

Ранее решить эту проблему в отдельных случаях удавалось заключением дополнительных соглашений, на основании итогов очередного лесоустройства, проведенного уже после передачи лесных участков аренду.

В результате, арендная плата приводилась в соответствие с фактическими объемами и качественными характеристиками лесов, переданных в аренду.

На самом деле, Решение Президиума ВАС РФ, затрагивает большой блок вопросов: это и порядок определения минимального размера арендной платы (часть 2 статьи 73 ЛК РФ).

В этой ситуации необходим механизм определения объемов заготовки древесины на арендованном участке и применения ставок платы за единицу лесного ресурса, устанавливаемых  по постановлению Правительства РФ от 22 мая 2007 года  № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», только при наличии должным образом сделанной материально-денежной оценки участка.

Учитывая, что судебная инстанция полагает, что данные лесоустройства не являются основанием для пересмотра условий договора аренды (а при долгосрочной аренде в 49 лет такие условия могут быть изменены, как минимум, 5 раз), то необходимо урегулировать на основании чего при  определении минимального размера арендной платы  – таксационных описаний или иных материалов -  применяется постановление Правительства Российской Федерации  от 22 мая 2007 года № 310.   

Так или иначе, но надо подразумевать, что для определения объема подлежащей заготовке на лесном участке ликвидной древесины по рубкам ухода при лесоустройстве старше 10 лет субъектом РФ должна быть организована повторная таксация лесов на лесном участке, что должно быть обеспечено должным финансированием из бюджета.

Должен быть урегулирован еще один вопрос, касающийся объемов заготовки древесины, получаемых в результате проведения санитарных рубок.

В период действия арендных отношений может возникнуть необходимость проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, назначаемых по результатам лесопатологических обследований.

В противном случае, поскольку эти объемы не являлись предметом аукциона, то их проведение будет расцениваться незаконным.

Следовательно, необходимо определить порядок проведения санитарно-оздоровительных мероприятий на арендованном лесном участке без включения в общий объем заготовки древесины (это без учета  ЧС по ст. 53.7 ЛК).

Без решения этих вопросов – аукционы по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности могут быть признаны ничтожными.