О КОМПАНИИ

Мы рады приветствовать Вас на сайте Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования!

Наш Центр был организован 1 июля 2003 года. За это время определились основные направления деятельности и потенциальные заказчики наших услуг и работ, сформировался трудовой коллектив. Читать далее »

НАША МИССИЯ

Формирование и системное совершенствование системы стратегического планирования в сфере лесных отношений и комплексного развития предприятий лесопромышленного комплекса в интересах обеспечения устойчивого управления лесами и повышения экономической эффективности использования лесов

НАШИ УСЛУГИ

Отзывы о центре:

Владимир 02.03.2016

Замечательный центр! Он действительн »

С. Трофимов 14.08.2013

Лесная отрасль России - это многолетний труд целых поколений наших »

Т. Хайрулин 08.07.2013

Центр экономики леса и природопользования является организацией, ко »

Все отзывы

Цитата дня

...Природа – это единственная книга с великим содержанием на каждом листе... (В. Гете)

Все цитаты

Анонсы

11.04.2018 Всероссийский экологический субботник «Зеленая весна» пройдет при поддержке Минприроды России с 21 а читать »

08.04.2018 В период с 18 по 19 апреля в Москве пройдет международный конгресс «Биомасса: топливо и энергия». читать »

10.12.2017 Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров откроет 12 декабря 2017 года первый форум ле читать »

Все анонсы

Опрос:

Создаст ли компенсационное лесопользование эффективные условия для воспроизводства лесов

Фото дня:

О центре » Пресс-центр » Новости » Проблемы и перспективы развития арендных отношений в лесном хозяйстве Республики Коми

Проблемы и перспективы развития арендных отношений в лесном хозяйстве Республики Коми

Рассказать друзьям

При общей расчетной лесосеке в 33 млн. кубометров в Республике Коми в настоящее время экономически доступная лесосека составляет 13 млн. кубометров, из которых 11,1 млн. кубометров переданы в аренду, соответственно, для дальнейшего возможного использования остается 1,2 млн. кубометров, что ограничивает модернизацию имеющихся и создание новых мощностей по глубокой переработке древесины, «и подобная ситуация, на наш взгляд, складывается и в других субъектах СЗФО».

Об этом сообщил начальник отдела лесопользования и лесного реестра Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми Павел Азаренков в ходе круглого стола «Пути повышения экономической эффективности лесного комплекса», состоявшегося в рамках 22-ой Международной выставки «Российский лес» в Вологде.

В 2017 году в Коми действуют 157 договоров аренды лесных участков, площадь лесов, переданных в аренду, составляет 4,9 млн. га, фактическая заготовка древесины по итогам 2016 года составила 6,8 млн. кубометров.

«В настоящее время в Коми заготовка древесины экономически эффективна в 16 лесничествах из 32, которые расположены в южных районах республики. При этом, большинство договоров аренды носят долгосрочный характер – от 20 до 49 лет, поэтому, вовлекать их в новую методику расчета арендной платы весьма затруднительно», - сказал он. 

Большие надежды в развитии арендных отношений связаны с реализацией приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов: сейчас в Коми 8 таких проектов (в 2016 году было 5), готовятся к реализации еще три, на которые и уйдут оставшиеся 2 млн. кубометров экономически доступной древесины.

Расчетная лесосека по действующим проектам составляет 4,5 млн. кубометров, фактическая заготовка древесины – 1,5 млн. кубометров.

Как рассказал Павел Азаренков, расчет арендной платы за пользование лесным ресурсом в субъекте происходит на основании: распределения кварталов по разрядам такс, товарной структуры спелых и перестойных насаждений, коэффициента, определенного аукционной комиссией до выставления лесного участка на аукцион и коэффициента по результатам торгов.

В свою очередь формирование коэффициента аукционной комиссией осуществляется на основании: средней ставки, сложившейся по результатам предыдущих аукционов за последние три года, стоимости работ по лесовосстаановлению и рубкам ухода в молодняках на 1 куб. расчетной лесосеки. Далее расчет стоимости работ производится на расчетную лесосеку по площади: она определяется как разница между средней ставкой по купле-продаже лесных насаждений и стоимостью лесохозяйственных работ  на основании средней величины за последние три года.

Специалисты регионального министерства просчитали размер арендной платы в случае ее одномоментного многократного увеличения: в результате получилось, что существенно возрастет плата по договорам, заключенным по результатам торгов (включение нескольких коэффициентов), произойдет наращивание задолженности, увеличится количество расторгаемых договоров аренды. наконец, снизятся объемы создания объектов лесной инфраструктуры (в частности. лесных дорог), прогнозируется, что в целом по Коми арендные платежи в 2018 году могут возрасти на 280 млн. рублей, что окажет существенное влияние на работу лесозаготовителей.

Вот конкретный пример, касающийся работы ООО «ЛузаЛес», реализующего инвестиционный проект: стоимость 1 кубометра древесины до повышения ставок арендной платы составляла 25,08 рубля, после возможного повышения составит 36,04 рубля, при ежегодно допустимом объеме изъятия 834,1 тыс. кубометров размер платежей увеличится на 9,1 млн. рублей.

«В среднем по малому и среднему бизнесу в 2018 году рост арендной платы составит 1.2 млн. рублей, это серьезные для них средства, и предприниматели задумываются, где их взять», – отметил Павел Азаренков.

По его словам, среди проблем, сдерживающих развитие арендных отношений в лесном хозяйстве: отсутствие единой методики определения начальной цены аукционной единицы («ни у субъектов, ни у Рослесхоза сегодня нет полномочий устанавливать эту методику, эта методика должна быть выработана на федеральном уровне, учитывая плечо вывозки, таксационные характеристики, стоимость работ по лесовосстановлению и процентовку распределения платежей между федеральным и региональным бюджетами»), арендаторы в части арендной платы находятся в разных экономических условиях, отсутствует единая методика определения ежегодно допустимого объема изъятия древесины («нет норматива определения расчетной лесосеки на конкретном лесном участке»), неурегулированность механизма пролонгации договоров аренды («Лесной кодекс РФ не устанавливает исключительного перечня для пролонгации, необходимо ввести только два условия: наличие задолженности по лесохозяйственным работам и арендной плате»), необходимость проведения лесоустройства на значительных площадях лесного фонда.

Илья Сергеев, аналитик Экспертно-аналитического центра финансово-экономических механизмов в лесном хозяйстве ФБУ СПбНИИЛХ

P.S. При полном или частичном использовании ссылка на автора и источник публикации обязательны