О КОМПАНИИ

Мы рады приветствовать Вас на сайте Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования!

Наш Центр был организован 1 июля 2003 года. За это время определились основные направления деятельности и потенциальные заказчики наших услуг и работ, сформировался трудовой коллектив. Читать далее »

НАША МИССИЯ

Формирование и системное совершенствование системы стратегического планирования в сфере лесных отношений и комплексного развития предприятий лесопромышленного комплекса в интересах обеспечения устойчивого управления лесами и повышения экономической эффективности использования лесов

НАШИ УСЛУГИ

Отзывы о центре:

Владимир 02.03.2016

Замечательный центр! Он действительн »

С. Трофимов 14.08.2013

Лесная отрасль России - это многолетний труд целых поколений наших »

Т. Хайрулин 08.07.2013

Центр экономики леса и природопользования является организацией, ко »

Все отзывы

Цитата дня

"...Все расходы должны быть обоснованы и тщательно просчитаны еще на стадии подготовки программ и бюджета..." 

(Владимир Путин)

Все цитаты

Анонсы

11.04.2018 Всероссийский экологический субботник «Зеленая весна» пройдет при поддержке Минприроды России с 21 а читать »

08.04.2018 В период с 18 по 19 апреля в Москве пройдет международный конгресс «Биомасса: топливо и энергия». читать »

10.12.2017 Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров откроет 12 декабря 2017 года первый форум ле читать »

Все анонсы

Опрос:

Создаст ли компенсационное лесопользование эффективные условия для воспроизводства лесов

Фото дня:

О центре » Пресс-центр » Новости » Лесная отрасль – важная часть экономики России.

Лесная отрасль – важная часть экономики России.

Рассказать друзьям

Фото: Олег Фролов

Несмотря на то, что сегодня лесопромышленный комплекс занимает в ВВП РФ только 1,7%, он, тем не менее, является важной частью экономики нашей страны, и сейчас складываются предпосылки для решения накопившихся проблем, мешающих эффективному развитию отрасли.

Об этом заявил заместитель директора ФБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства» Николай Петрунин, выступая на пленарном заседании в рамках Международной выставки «Российский лес», прошедшей 7 – 9 декабря 2016 года в Вологде.

Значимость ЛПК для экономики страны обусловлена, прежде всего, имеющимися у нас колоссальными запасами древесины – 83,4 млрд. кубометров (площадь земель лесного фонда – 1,2 млрд. га). Однако, его доля в валютной выручке от экспорта – 2,1%, доля в объеме отгруженной продукции по промышленности в целом – 2,5%, добавленная стоимость на единицу заготовленной древесины в 2-5 раз ниже, чем в развитых лесных державах. Кроме того, в целом по РФ осваивается не более 30% от расчетной лесосеки.

«При обеспечении ЛПК инвестициями, при развитии действенной системы государственной поддержки отрасль будет высокорентабельной и сможет приносить немалый доход в бюджетную систему РФ, - отметил Николай Петрунин. – Мы видим, что в 2014-2016 годах отрасль стабильна, во многих ее сегментах отмечается рост производства, есть и дальнейшие перспективы для ее развития».

Лесное хозяйство, убежден он, не является «черной дырой», как это принято считать, необоснованно утверждая, что дотации и субвенции со стороны государства выше, чем поступление доходов от ЛПК в бюджет РФ.

Так, в 2015 году доходность лесного хозяйства страны составила более 109 млрд. рублей, из которых 26,5 млрд. рублей – плата за пользование лесами, 71,7 млрд. рублей – налоговые платежи, 10,8 млрд. рублей – таможенные платежи (данные по коду ЕТН ВЭД ЕАЭС). Однако, налоговые, таможенные и иные платежи ЛПК в силу их администрирования различными ведомствами не дают целостной картины. С учетом этих поступлений «финансовый вклад лесной отрасли в экономику страны в 4 -5 раз выше, чем только от платежей за использование лесов, то есть, лесная отрасль финансово обеспечивает не только себя, но и создает предпосылки для развития других отраслей отечественной промышленности».

Вместе с тем, по мнению Николая Петрунина, есть ряд причин, тормозящих развитие отрасли, главной среди которых – отсутствие целостной системы управления: сегодня вопросы лесного хозяйства и ЛПК относятся к компетенции 12 министерств и ведомств. В результате чего сложно выработать обоснованную политику гармоничного ее развития по таким направлениям как интенсификация лесопользования и воспроизводства лесов, развитие транспортной инфраструктуры, лесозаготовок, глубокая переработка древесины (в том числе, низкокачественной и мелкотоварной древесины), импортозамещение в части лесных машин, деревообрабатывающего оборудования и лесобумажной продукции, развитие лесной науки и подготовки профессиональных кадров.

«Требует совершенствования и такой важнейший институт использования лесов, как арендные отношения в лесном хозяйстве, - подчеркнул Николай Петрунин. – Сделанная при подготовке ныне действующего Лесного кодекса РФ ставка на то, что большая часть лесов будет в кратчайшие сроки передана в аренду, пока себя не оправдала. За 10 лет с момента начала его действия арендовано лишь 26% участков эксплуатационных и защитных лесов, при этом, 74,9% из них – в целях заготовки древесины».

На это оказывает существенное влияние, в том числе, отсутствие развитой лесной транспортной инфраструктуры, что делает недоступной заготовку еще не менее 200 млн. кубометров древесины в год (ежегодно на развитие транспортной инфраструктуры в лесном фонде РФ требуется не менее 10 млрд. рублей).

Что касается арендных отношений, то здесь проблемы связаны еще и с тем, что  «вместо упрощения процедур заключения, внесения изменений в договоры аренды лесных участков – идут усложнения, в том числе посредством принятия судебных актов, устанавливающих новые правовые основы арендных отношений в сфере лесопользования, а устаревшие материалы лесоустройства являются одной из причин нарастания негативной практики расторжения договоров аренды лесных участков».

Так, 19,2% площадей лесного фонда РФ имеют давность лесоустройства 10 лет, 17,9% -  11-20 лет, 34,6% -  21-30 лет и 28,3% - свыше 30 лет. Кроме этого, сдерживают развитие арендных отношений низкий уровень инвестиционной привлекательности отрасли, высокая стоимость заемных средств в российских банках, отсутствие системы проектных институтов, способных «создавать» новые предприятия ЛПК (с освоением новых лесных участков), серьезные обременения арендаторов в части охраны, охраны и воспроизводства лесов (ежегодно лесной бизнес направляет на эти цели 22-25 млрд. рублей, однако, из-за того, что ЛПК не является объектом территориального планирования, эти затраты не учитываются при разработке государственных программ развития лесного хозяйства, в 2016 году объем федеральных субвенций на исполнение субъектами полномочий в области лесного хозяйства составил 21,2 млрд. рублей), отсутствие обоснованных критериев преимущественного предоставления лесных участков наиболее эффективным инвесторам, отсутствие экономической оценки лесов, необходимой для реализации в системе лесного хозяйства залоговых инструментов.

Есть обоснованные надежды на то, что решить эти и другие проблемы ЛПК за счет мер, предусмотренных «дорожной картой» по развитию лесного комплекса, разработанной в соответствии с поручением Правительства РФ от 30 июня 2015 года, в числе которых: создание Стратегии развития лесного комплекса до 2030 года, повышение эффективности государственного управления в отрасли, переход на интенсивную модель лесопользования, углубление переработки древесины, локализация производства лесных машин и деревообрабатывающего оборудования, стимулирование кластерного развития сектора. 

Илья Сергеев, научный сотрудник Экспертно-аналитического центра финансово-экономических механизмов в лесном хозяйстве ФБУ «СПбНИИЛХ»

P.S. При полном или частичном использовании этого материала ссылка на источник публикации автора обязательны