О КОМПАНИИ

Мы рады приветствовать Вас на сайте Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования!

Наш Центр был организован 1 июля 2003 года. За это время определились основные направления деятельности и потенциальные заказчики наших услуг и работ, сформировался трудовой коллектив. Читать далее »

НАША МИССИЯ

Формирование и системное совершенствование системы стратегического планирования в сфере лесных отношений и комплексного развития предприятий лесопромышленного комплекса в интересах обеспечения устойчивого управления лесами и повышения экономической эффективности использования лесов

НАШИ УСЛУГИ

Отзывы о центре:

Владимир 02.03.2016

Замечательный центр! Он действительн »

С. Трофимов 14.08.2013

Лесная отрасль России - это многолетний труд целых поколений наших »

Т. Хайрулин 08.07.2013

Центр экономики леса и природопользования является организацией, ко »

Все отзывы

Цитата дня

...Природу нельзя застигнуть неряшливой и полураздетой, она всегда прекрасна... (Р. Эмерсон)

Все цитаты

Анонсы

11.04.2018 Всероссийский экологический субботник «Зеленая весна» пройдет при поддержке Минприроды России с 21 а читать »

08.04.2018 В период с 18 по 19 апреля в Москве пройдет международный конгресс «Биомасса: топливо и энергия». читать »

10.12.2017 Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров откроет 12 декабря 2017 года первый форум ле читать »

Все анонсы

Опрос:

Создаст ли компенсационное лесопользование эффективные условия для воспроизводства лесов

Фото дня:

О центре » Пресс-центр » Новости » Эффективное лесоуправление – залог успеха лесной политики страны.

Эффективное лесоуправление – залог успеха лесной политики страны.

Рассказать друзьям

Лесной сектор до сих пор не стал приоритетом в национальной политике Российской Федерации: Россия обладает 20% мировых лесов, но доля в мировой торговле лесоматериалами составляет лишь 4%, при этом 54% экспорта – круглый лес и пиломатериалы, доля лесного сектора в ВВП страны незначительна – 1,3%, в промышленной продукции – 3,7%, в занятости населения – 1%, в экспортной валютной выручке – 2,4%. Такие данные привел в ходе пленарного заседания 16-го Петербургского Международного промышленного форума,  состоявшемся 30 сентября 2014 года, директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы России Евгений Шварц.

По всем основным показателям, считает он, которые характеризуют состояние лесов, качество и структуру лесопользования, эффективность лесного сектора, наблюдается устойчивое ухудшение, что в целом говорит о серьезных системных проблемах в организации лесного хозяйства и лесопользования.  Например, на Дальнем Востоке за последние 20 лет на 8,5 млн.га увеличились площади лиственных насаждений за счет сокращение хозяйственно ценных лесов, произошло существенное омоложение древостоев, при этом площадь спелых и перестойных насаждений сократилась на 60 млн.га, сильной деградации подверглись темнохвойные леса: в настоящее время в елово-пихтовых лесах заготавливается не более 25% ликвидной древесины ( 15 лет назад – свыше 65% ), средний запас древесины на 1 га лесопокрытой площади снизился на 21%, рубки ухода не выполняют роль повышения продуктивности и улучшения породного состава лесов, поскольку в основном вырубается ценная древесина – ясень, дуб, ель, пихта и кедр. Наконец, в результате лесных пожаров площадь хвойного хозяйства уменьшилась почти на 5 млн.га.

По мнению Евгения Шварца, чтобы остановить негативные процессы, необходимо идти по пути интенсификации лесного хозяйства: кратно увеличить продуктивность арендованных лесов, обеспечить качественное ведение лесного хозяйства на уже освоенных, транспортно-доступных и продуктивных лесных землях и сельскохозяйственных землях, зарастающих лесом, лесовосстановление должно быть ориентировано на целевое назначение лесных участков, нужно проводить зонирование ландшафта с выявлением особо ценных лесов, в которых необходимо ограничение лесопользования. 

Известно, что в соответствии с госпрограммой «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы и Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в РФ на период до 2030 года предусмотрены интенсификация использования лесов через освоение ранее недоступных лесных территорий, рост с 17,7 до 23,2% отношения площади искусственного лесовосстановления к площади выбывания лесов в результате сплошных рубок, рост с 326 тыс.га до 400 тыс.га площадей рубок ухода в молодняках, а отношение фактического объема заготовки  к установленному допустимому объему изъятия древесины должно возрасти на 30-50%. 

«Все вышеперечисленные индикаторы нужны не для всех лесов вообще, а только для вторичных лесов в освоенной части лесной зоны, - замечает Евгений Шварц. – При этом индикатор про площади искусственного лесовосстановление желательно убрать вообще, поскольку оно не имеет преимуществ перед естественным, а стремиться нужно к оптимальному сочетанию этих двух способов, которое может быть совершенно различным в зависимости от цели хозяйства , а площади рубок ухода в молодняках должны быть увеличены в разы».

Важнейшей составляющей развития лесного хозяйства является расширение сети лесных дорог, что делает отдаленных леса более доступными: госпрограмма на 2013- 2020 годы планирует создание всего 5,4 тыс .км ( 2012 г. ) – 6,2 тыс.км (2020г. ) лесных дорог, чтобы довести их плотность на 1 тыс.га до 10 км ( как в США ) и 12,3 км ( как в Финляндии ).

Однако запланированного финансирования, с учетом уже существующей дорожной сети в Северо-Западном и Центральном федеральных округах  хватит менее чем на 1 млн.га лесов или на 0,5% арендованных в промышленных целях лесов России.  Необходимо серьезно подумать над тем, как и где тратить ограниченные средства на лесные дороги: там, где каждый рубль будет работать на развитие лесного и сельского хозяйства, рекреацию и повышение качества жизни населения, или на экстенсивную модель – создание инфраструктуры для разового лесопользования.

В целом же, по оценке эксперта, принятые госпрограммы по развитию лесного хозяйства уже сейчас нуждаются в дополнениях: в частности, что касается Госпрограммы РФ «Развитие лесного хозяйства» на 2013 -2020 годы, необходимо исключить индикатор роста использования расчетной лесосеки, а вместо этого ввести индикаторы, отражающие реальную интенсификацию лесного хозяйства, ввести индикаторы по «сохранению экономических функций лесов и биологического разнообразия», интенсификация лесопользования на арендованных на долгий срок в лесопромышленных целях лесных участках не должна осуществляться за счет снижения природоохранных требований на уровне субъектов РФ, нужно провести анализ  и обоснование необходимых потребностей по ряду позиций – эффективная штатная численность лесной охраны на 50 тыс.га, штатная обеспеченность органов управления лесами, финансирование научной деятельности, площадь ухода за молодняками, разделить планируемые мероприятия и показатели по лесам, переданным в аренду, и по лесам, не переданным в аренду.

Кроме этого, необходимы дифференциация способов лесовосстановления в зависимости от целевого назначения лесов и оценка эффективности ухода за молодняками в зависимости от задач целевого назначения лесов.

Главный же вывод состоит в том, что в результате реализации принятых госпрограмм и происходящих существенных изменений в лесном законодательстве необходимо создать эффективную систему лесоуправления – в этом залог успешной, ответственной лесной политики.  

Илья Сергеев, начальник отдела по связям с общественностью и СМИ Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования.