О КОМПАНИИ

Мы рады приветствовать Вас на сайте Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования!

Наш Центр был организован 1 июля 2003 года. За это время определились основные направления деятельности и потенциальные заказчики наших услуг и работ, сформировался трудовой коллектив. Читать далее »

НАША МИССИЯ

Формирование и системное совершенствование системы стратегического планирования в сфере лесных отношений и комплексного развития предприятий лесопромышленного комплекса в интересах обеспечения устойчивого управления лесами и повышения экономической эффективности использования лесов

НАШИ УСЛУГИ

Отзывы о центре:

Владимир 02.03.2016

Замечательный центр! Он действительн »

С. Трофимов 14.08.2013

Лесная отрасль России - это многолетний труд целых поколений наших »

Т. Хайрулин 08.07.2013

Центр экономики леса и природопользования является организацией, ко »

Все отзывы

Цитата дня

...Природу нельзя застигнуть неряшливой и полураздетой, она всегда прекрасна... (Р. Эмерсон)

Все цитаты

Анонсы

11.04.2018 Всероссийский экологический субботник «Зеленая весна» пройдет при поддержке Минприроды России с 21 а читать »

08.04.2018 В период с 18 по 19 апреля в Москве пройдет международный конгресс «Биомасса: топливо и энергия». читать »

10.12.2017 Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров откроет 12 декабря 2017 года первый форум ле читать »

Все анонсы

Опрос:

Создаст ли компенсационное лесопользование эффективные условия для воспроизводства лесов

Фото дня:

О центре » Пресс-центр » Новости » Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры подвел итоги реализации полномочий в области лесных отношений в 2011 году.

Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры подвел итоги реализации полномочий в области лесных отношений в 2011 году.

Рассказать друзьям

В период с 4 по 8 апреля 2011 года в Департаменте природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Департамент, ХМАО) проводилось изучение опыта по реализации основных полномочий в области лесных отношений (кроме организации охраны лесов от пожаров). Изучение опыта проведено в форме консультаций с руководителями и специалистами Департамента и его структурных подразделений, ознакомления с базами данных и применяемыми ГИС-технологиями, ознакомления с нормативными правовыми актами, обсуждения актуальных вопросов лесных отношений.

Проведены консультации с руководителями и специалистами лесничеств и подведомственных Департаменту бюджетных учреждений: Самаровское лесничество и БУ «Самаровский лесхоз» (г. Ханты-Мансийск), Няганьское лесничество и БУ «Няганьский лесхоз» (г. Нягань, 300 км от Ханты-Мансийска). В завершении состоялось совещание под руководством директора Департамента, но котором состоялся обмен мнениями по основным направлениям реализации в ХМАО полномочий в области лесных отношений. Нам переданы положения по основным структурным подразделениям Департамента, должностные регламенты специалистов, проекты административных регламентов, примеры ведения баз данных, типовые проекты рубок ухода, лесовосстановления, образцы дизайнерской продукции, научно-популярных изданий.

Полученная в ходе командировки информация по различным направлениям осуществления в ХМАО полномочий в области лесных отношений приведена ниже.

Общий объем расходов на исполнение полномочий в области лесных отношений в ХМАО составляет ~1 млрд. рублей. В т.ч. 347 млн. руб. – средства субвенций из федерального бюджета, 672 млн. руб. – средства ХМАО. Информация (таблица) о распределении расходов прилагается.

В аппарате управления в Департаменте 66 сотрудников, осуществляющих полномочия в области лесных отношений, в т.ч. 23% государственных гражданских служащих на должностях руководителей, и некоторых инженерно-экспертных должностях. В целях снижения текучести кадров Департамент планирует каждый год увеличивать количество ставок государственной гражданской службы на 1-2 единицы.

Полномочиями по государственному лесному контролю и надзору, пожарному надзору Департамент не наделен. Для этого создана служба «Природнадзор Югры», подчиняющаяся Правительству ХМАО.

В Департаменте природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО образованно Управление лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса  в составе следующих отделов:

1. Отдел предоставления прав на лесные участки (14 человек, предоставление прав без аукционов).

2. Отдел лесного планирования, лесного реестра и регламентации лесохозяйственной деятельности (8 чел).

3. Отдел организации и проведения лесных аукционов  (6 человек) (предоставление лесных участков и лесных насаждений по результатам лесных аукционов).

4. Отдел развития лесопромышленного комплекса (6 человек).

5. Отдел информации и защиты информации (6 человек).

6. Отдел государственной экспертизы проектов освоения лесов (6 человек).

7. Отдел охраны, защиты и воспроизводства лесов, рекультивации лесных участков (9 человек).

8. Отдел бюджетного планирования и администрирования платежей (6 человек).

Для организации осуществления лесных полномочий по лесничествам созданы структурные подразделения Департамента –  территориальные отделы – лесничества (14 единиц). Лесничества созданы в границах 9 муниципальных районов.

Структура теротдела:

начальник теротдела – лесничий лесничества (госслужащий);

заместитель начальника теротдела – помощник лесничего лесничества (госслужащий);

старший отдела – участковый лесничий (не госслужащий).

Разрабатывается  административный регламент взаимодействия теротделов с администрациями районов.

В результате реорганизации в 2010 году выделены бюджетные учреждения – БУ «Лесхозы» (14 единиц – по количеству лесничеств), главная задача которых по уставу – обеспечение деятельности вышестоящих организаций (теротделов), а так же охрана и защита лесного фонда (нам передан типовой устав БУ «Лесхоз»). В соответствии с уставом имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере лесного хозяйства, в том числе на землях не лесного фонда.

Цель выделения лесхозов – сокращение количества госслужащих. Деятельность координирует директор лесхоза, подчиняющийся начальнику теротдела. В составе лесхозов работают инженеры по направлениям охраны, защиты и воспроизводства лесов. В лесхозах на правах оперативного управления числится техника, автомобили, компьютеры, здания. Располагают материалами лесоустройства в ЛесГис, что позволяет оказывать лесопользователям услуги по подготовке проектной документации для договоров аренды.

Финансирование  БУ «Лесхозы»  осуществляется из трех  источников:

- субвенции из ф/б на содержание учреждения для обеспечения рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства;

- государственное задание на обеспечение отводов населению, по исключительным случаям, подготовку технической документации, тушение пожаров в наземной зоне, содержание имущества;

- внебюджетные источники финансирования: проекты освоения лесов, и т.п.

Регламента взаимодействия с теротделами и с Департаментом нет. Будущее лесхозов руководители лесхозов и директор Департамента оценивают как «неопределенное» по источникам дальнейшего финансирования.

Для выполнения лесохозяйственных работ по госконтракту а также иной предпринимательской деятельности в сфере лесного хозяйства создано подведомственное Департаменту ГП «Лесосервисная компания «Югралесхоз» с филиалами по лесничествам (14 филиалов). По договорам с лесопользователями подготавливает проекты освоения лесов. Развивает питомническое хозяйство, что бы закрыть потребность в посадочном материале. Экономически эффективное предприятие.

 

Организация деятельности по основным вопросам лесных полномочий.

Заготовка древесины. Арендные отношения в целях заготовки древесины начались в 2009 году, поэтому практика только нарабатывается. Договор аренды лесного участка заключается не более чем на 20 лет.  Отсутствует практика расторжения в одностороннем порядке.  Задолженность по арендной плате составляет 32 млн. рублей. Фактический объем заготовки древесины – 1,9 млн. м3 в год. Готовится проект административного регламента по оформлению документации.

Основные особенности документооборота при оформлении договоров аренды лесных участков для заготовки древесины.

1. Заявитель подает в теротдел заявление на аренду лесного участка.

2. Теротдел передает заявку и сведения о лесном участке со схемой  и примерным расчетом объема пользования и оплаты в Департамент в Отдел организации и проведения  лесных аукционов.

3. Отдел проверяет схему, подписывает ее у начальника Департамента и  формирует лот на организацию работ по составлению проектов лесных участков (на 2011 год – 37 проектов). Стоимость одного проекта 50 тыс. рублей не зависимо от площади объекта проектирования. Платит Департамент.

4. Проводятся открытые торги по 94-ФЗ, которые выигрывает ФГУП «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект».  Запсиблеспроект при разработке проекта лесного участка все перепроверяет, вычищает предварительную схему от обременений и готовит окончательные расчеты. Работает Запсиблеспроект с теротделами и инженерами лесхозов.

5. Теротдел формирует лот для выставления на лесной аукцион, передает его в Отдел.

6. Отдел проверяет оформление лота и выставляет его на аукцион.

7. Проект договора аренды готовит теротдел.

8. По результатам аукциона директор Департамента подписывает договор аренды лесного участка.

Запсиблеспроект не вносит изменения в проект лесного участка, произошедшие в лесном фонде за ревизионный период, ссылаясь на разъяснения Рослесхоза.

Оформление прав использования лесных участков без проведения аукционов (ст. 43-46 ЛК РФ, постоянное бессрочное)

1. Лесопользователь получает в теротделе выписку из лесного реестра и подготавливает  схему размещения объекта.

2. Заявка на предоставление лесного участка с приложением схемы размещения объекта согласовывается в теротделе.

3. Согласованная теротделом заявка подается в Департамент.

4. В Департаменте Отдел предоставления прав на использование лесных участков проверяют комплектность документов заявки, подготавливает проект лесного участка. Опытные Заявители в целях ускорения процесса до 1 дня самостоятельно готовят проект лесного участка, в электронном виде предоставляют его в Отдел.

5. Проект лесного участка утверждается зам. начальника Управления лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса.

6. Теротделом (фактически лесхозом за средства Заявителя) готовится характеристика лесного участка, подписанную теротделом характеристику лесного участка отдают Заявителю.

7. Заявитель готовит земельное дело и подает в Департамент заявление на предоставление земельного участка в аренду, с приложением земельного дела.

8. Отдел проверяет документы, готовит приказ Департамента о предоставлении лесного участка.

10. Договоры аренды подготавливается и подписывается начальником теротдела по доверенности.

Вся процедура занимает от двух недель до трех месяцев. Готовится проект административного регламента по оформлению документации.

Повышающие коэффициенты к ставкам платы не применяются. Лесные декларации по всем видам использования лесов принимают теротделы, рассматривают специалисты лесхозов.

Системный вопрос организации деятельности.

При втором виде использования лесов «заготовка древесины» арендная плата по заготовке древесины по условиям договора аренды взимается разовым платежом за весь срок аренды. Этим вызвана проблема возврата «переплаченной» арендной платы, когда договор  заключен на 10 лет, оплата по второму виду лесопользования  состоялась за весь срок использования лесов, фактически лесной участок используется 3 года, и сдается арендодателю (не перспективен для освоения). В Томской области платеж за древесину взимается пропорционально декларируемому объему вырубки, что целесообразнее.

Приемка работ по охране, защите и воспроизводству лесов по госконтрактам. Разрабатывается проект административного регламента. В настоящее время руководствуются приказом Департамента.

Принимает работы по госконтракту нач. теротдела, защищает акт сдачи-приемки работ в Департаменте в Отделе охраны, защиты и воспроизводства лесов и рекультивации лесных участков. К акту обязательно прилагаются фотографии, подтверждающие выполнение лесохозяйственных мероприятий.

Мониторинг работ ФГУП «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект» в 2009 году показал 60% работ с нарушениями. Недостатки выявляются на территории некоторых лесничеств, не массово. В 2010 году выявленные нарушения устранены.

На проверку в натуру выезжают специалисты лесхозов, старший отдела – участковый лесничий, специалист Департамента (2-3 объекта), начальник Управления лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса (2-3 объекта).

Работа по проверке выполнения лесохозяйственных  работ по арендаторам в целях заготовки древесины только начинается. Первые результаты показали существенное невыполнение объемов работ по воспроизводству лесов. Пишут гарантийные письма. Департамент для отчета в Рослесхоз закрывает объемы работ по воспроизводству лесов объемами работ, выполненными арендаторами лесных участков для геологии и линейных объектов, которые проводят компенсационные посадки.

Предложение по организации текущей деятельности ОГУ «Томсклес» по приемке лесохозяйственных работ.

Необходимо разработать и утвердить приказом Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области порядок фото и видеофиксации процедур оценки лесничеством качества выполнения лесохозяйственных работ, их приемки. Порядок оформления результатов, приложения фотоматериалов к акту  сдачи-приемки работ, хранения видеоматериалов в архиве ОГУ «Томсклес».

В связи с тем, что отсутствует федеральный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок оценки полноты исполнения условий технического задания и качества выполнения лесохозяйственных работ, разработать и утвердить приказом Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области соответствующий порядок для Томской области.

Разное по воспроизводству лесов. Действуют питомники, развиваемые                   ГП «Лесосервисная компания «Югралесхоз». Два постоянных питомника площадью 8,5 и 7,2 га. Есть теплицы. Выход посадочного материала в теплицах и качество сеянцев выше.  Работы на объектах ЕГСК включены в госконтракт, но без оплаты.

Действует ведомственная программа «Кедр» с объемом финансирования из средств бюджета ХМАО 60 млн. руб. на 3 года. Цели – создание кедровых садов, выращивание крупномерного и стандартного  посадочного материала, увеличение объемов заготовки ореха (экономический эффект). Фактически привитой крупномерный посадочный материал закупают в Новосибирской области в Бердске на 570 тыс. руб. в год с доставкой в ХМАО на площадь. Ведомственную программу разработала Тюменская лесная опытная станция, по материалам соответствующего подраздела действующего Лесного плана. Проекты создания кедровых садов составляют теротделы.

Ведение государственного лесного реестра. Деятельность регламентирована федеральным нормативным правовым актом. При этом, внутренне взаимодействие между профильным Отделом, теротделами и лесхозами не регламентировано.

Основные особенности:

– созданы  электронные базы картографических материалов и таксационных описаний по всем лесничествам округа в программе ЛесГис. Что оперативно позволяет проводить выписку из лесного реестра и для формирования лесного участка;

– в лесничествах – теротделах ведется «дежурная» карта в программе MapInfo, на которой отмечается местоположение объектов (по договорам использования), по этой карте смотрят обременения, с ней актуализируют выписки;

– ЛесГис позволяет сохранять изменения картографического материала, тем не менее приоритет отдается бумажному носителю;

– предоставляют выписки из лесного реестра терротделы и Департамент (Отдел лесного планирования, лесного реестра и регламентации лесопромышленной деятельности);

– внесение изменений в материалы лесного реестра производиться  в теротделах инженерами лесхозов, данные вносятся не регулярно. Поэтому при предоставлении выписки из лесного реестра информация предоставляется не актуальная;

– за выписками заявителя посылают в тот теротдел, на территории которого планируется использовать леса;

– Департамент внедрил программу Аверс, на базе 1С, которая позволяет вести администрирование платежей, заполнение формы 1.8 лесного реестра. Стоимость Аверса составляет 2 млн. руб. за 27 рабочих мест с обновлениями и обучением. Содержание  ее составляет 14 тыс. руб. в Департаменте и 27 тыс. руб. – по теротделам. Обучение специалистов теротделов работе с программой Аверс проводится по Скайпу специалистами, предоставляющими программный продукт, 2 часа в день по утвержденному графику. По Скайпу же организовано общение между теротделами и начальником Отдела.

– планируется внедрение «серверной» системы ведения лесного реестра, на базе программы MapInfo, в целях повышения оперативности актуализации баз данных лесного реестра.

– регистрация прав собственности Российской Федерации на земли сельскохозяйственного назначения проводилась в течение трех лет 2008-2010, но по таким землям есть лесоустройство 2003 года;

–  материалы лесоустройства утверждаются приказом Департамента (на основании положения), после приемки работ лесничествами и специалистами Департамента;

– лесохозяйственные регламенты лесничеств находятся в стадии разработки. Водоохранные зоны в них не выделены. Планируется внесение изменений в регламенты в соответствии с изменениями нормативных правовых актов;

– регулярно проводятся обучающие семинары.

Лесной план ХМАО находится в стадии согласования в Администрации округа. Разработчик – Запсиблеспроект по государственному контракту. Изменения внесены во все разделы Лесного плана, в раздел 1 – состояние лесов на 01.01.2011 года.

Предложение по организации текущей деятельности ОГУ «Томсклес»:

Считаем актуальным организацию в Томской области «серверной» системы ведения лесного реестра во втором квартале 2011 года на базе «модельного» лесничества, располагающего цифровой базой данных.

Целесообразно установить систему связи, позволяющую видеть рабочий стол компьютера контрагента, в нашем случае – специалиста лесничества, заполняющего определенные формы лесного реестра.

Если в Томской области  изменения  в раздел 1 Лесного плана «Характеристика состояния лесов и их использования (по состоянию на год, предшествующий году разработки лесного плана)» будут внесены по состоянию на 01.01.2011, считаем возможным рассмотреть возможность установления срока действия ЛП до 2020 года (как нового ЛП), следовательно, лесохозяйственных регламентов так же до 2020 года. Что позволит устанавливать сроки действия ПОЛ до 2020 года, а не до 2018.

Организация государственной экспертизы проектов освоения лесов. Регламента осуществления экспертизы нет. За 2010  год рассмотрено 3105 ПОЛ, в т.ч. 46 проектов по заготовке древесины. На 2011 год предполагается такое же количество. Эксперты являются сотрудниками Отдела госэкспертизы, так же привлекаются специалисты других Отделов. Регламента осуществления экспертизы нет.

Основные особенности.

– все  ПОЛ проходят предварительное согласование в теротделах по подачи официальной заявки в Департамент (рассматривают инженеры лесхозов);

– для экспертизы ПОЛ по заготовке древесины приказом Департамента создана комиссия (6 человек), и эти проекты рассматриваются разными специалистами, подписывает заключение комиссия. ПОЛ по заготовке древесины (электронный вид) отдаются так же на экспертизу в Уральский государственный лесотехнический университет на безвозмездной основе;

– сроки действия ПОЛ по заготовке древесины устанавливаются на 2-3 года в связи с необходимостью проведения лесоустройства;

– для других видов использования лесов комиссия не создается, по геологии и линейным объектам ПОЛ рассматривает один эксперт один проект. Подписывает такие заключения  эксперт, рассматривавший данный проект освоения лесов, и начальник Отдела;

– ПОЛ направляются на исправления «в рабочем порядке» не официально в сроки проведения экспертизы;

– экспертами проводятся консультации разработчиков ПОЛ по замечаниям.

– секретарь комиссии не назначается;

–  отрицательные заключения не обосновываются по Порядку госэкспертизы. Количество отрицательных заключений порядка 6 в год (политика Департамента). Заключения содержат лишнюю «воду». По мнению  начальника Отдела, качество проектов должно повыситься в случае систематического получения обоснованных отрицательных заключений;

– продление срока экспертизы на 10 дней не оформляется официальным уведомлением, происходит «по умолчанию»;

–  к анализу актуальности и к решению вопросов внесения изменений в ПОЛ в связи с изменениями регламентов и объемов пользования не приступали.

            Считаем актуальным для Томской области опыт проведения экспертизы по видам использования лесов в соответствии со статьями 43-45 ЛК РФ без создания комиссии – одним квалифицированным экспертом рассмотрение одного проекта и заключение за одной подписью (м.б. вместе с начальником профильного Отдела).

Предоставление государственных услуг в электронном виде. На сегодняшний день ни одна госуслуга Департаментом не предоставляеются в электронном виде. Причина – в отсутствии нормативных правовых оснований для подобного документооборота в электронном виде. Наиболее перспективно внедрение госуслуги в электронном виде «предоставление выписок из государственного лесного реестра», но для этого должен быть изменен федеральный регламент.

Актуально создание многофукнциональных центров по предоставлению госуслуг. При этом, есть успешный опыт по таким центрам, предоставляющим «бытовые» госуслуги, а как предоставлять госуслуги в целях бизнеса не понятно, риски юридической чистоты результатов таких госуслуг.

В рамках разработки территориальной информационной системы (ТИЗ) будут доработаны соответствующие отраслевые программы (в т.ч. ЛесГис). Успешный опыт создания ТИЗ в Ямало-ненецком автономном округе.

Отпуск древесины населению для собственных нужд.

Основные особенности. В целях обеспечения собственных нужд граждан в древесине отводится одна большая лесосека по хвойному или лиственному хозяйству. Руководит отводом старший отдела, делают специалисты лесхоза. База данных договоров купли-продажи лесных насаждений с гражданами не ведется. Проблемы обеспечения населения в отдаленности эксплуатационных лесов.

Заключение

В Ханты-Мансийском автономном округе отмечены следующие институциональные особенности осуществления лесных полномочий.

Положительный опыт

1. Высокий уровень информатизации баз данных.

2. Наличие актуальных материалов лесоустройства на всю территорию округа в электронном виде (картографический материал и таксационные описания).

3. Внедрение практики проведения лицами, использующими леса по ст. 43-45 Лесного кодекса РФ, компенсационных посадок культур кедра сибирского. Необходимость проведения компенсационных посадок взамен вырубленных площадей кедровых лесов и культур, обосновывается недопущением снижения лесистости территории и площадей защитных лесов (соответствующие ЦПП). Площади под компенсационные посадки подбирает лесничий – начальник теротдела.

4. Постоянное успешное сотрудничество с Запсиблеспроектом по различным вопросам информатизации деятельности, лесоустройства.

5. Высокий уровень квалификации специалистов лесничеств и лесхозов (базовое образование в УГЛТУ г. Екатеринбург, регулярная переподготовка и повышение квалификации в ВНИИПКЛХ г. Пушкино, межрегиональные конференции и семинары).

6. Статус госслужащих у руководителей территориальных отделов – лесничих, заместителей начальников теротделов – помощников лесничих, что позволяет оптимизировать количество административных процедур.

7. Успешная информационная работа (СМИ, интернет-сайт, брошюры, журналы).

8. Во всех лесничествах вносятся изменения в лесоустроительные материалы – планшеты и таксационные описания на бумажных носителях.

Предложения по внедрению положительных примеров организации текущей деятельности, отмеченных в Департаменте и актуальных для Томской области, будут вноситься при разработке соответствующих регламентов и порядков деятельности по вопросам лесных отношений.