О КОМПАНИИ

Мы рады приветствовать Вас на сайте Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования!

Наш Центр был организован 1 июля 2003 года. За это время определились основные направления деятельности и потенциальные заказчики наших услуг и работ, сформировался трудовой коллектив. Читать далее »

НАША МИССИЯ

Формирование и системное совершенствование системы стратегического планирования в сфере лесных отношений и комплексного развития предприятий лесопромышленного комплекса в интересах обеспечения устойчивого управления лесами и повышения экономической эффективности использования лесов

НАШИ УСЛУГИ

Отзывы о центре:

Владимир 02.03.2016

Замечательный центр! Он действительн »

С. Трофимов 14.08.2013

Лесная отрасль России - это многолетний труд целых поколений наших »

Т. Хайрулин 08.07.2013

Центр экономики леса и природопользования является организацией, ко »

Все отзывы

Цитата дня

...Природа – это единственная книга с великим содержанием на каждом листе... (В. Гете)

Все цитаты

Анонсы

11.04.2018 Всероссийский экологический субботник «Зеленая весна» пройдет при поддержке Минприроды России с 21 а читать »

08.04.2018 В период с 18 по 19 апреля в Москве пройдет международный конгресс «Биомасса: топливо и энергия». читать »

10.12.2017 Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров откроет 12 декабря 2017 года первый форум ле читать »

Все анонсы

Опрос:

Создаст ли компенсационное лесопользование эффективные условия для воспроизводства лесов

Фото дня:

О центре » Пресс-центр » Новости » Арендаторы лесных участков не должны за свой счет, своими силами и средствами обеспечивать тушение лесных пожаров на арендованной территории лесного фонда и на прилегающей к нему территории. Такую позицию занял Арбитражный суд Иркутской области.

Арендаторы лесных участков не должны за свой счет, своими силами и средствами обеспечивать тушение лесных пожаров на арендованной территории лесного фонда и на прилегающей к нему территории. Такую позицию занял Арбитражный суд Иркутской области.

Рассказать друзьям

10 февраля 2012 года Арбитражный суд Иркутской области рассмотрел в судебном заседании дело № А19-21821/2011 по иску Общества с ограниченной ответственностью «ЛЗПК Лена-Лес» к территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области  о признании недействительными некоторых пунктов договора аренды участка лесного фонда.

Арендатор оспаривал в суде пункты договора,  обязывающие его в случае возникновения на арендуемом участке лесного пожара обеспечивать его тушение за свой счет своими силами и средствами, а также обеспечить локализацию и тушение возникающих лесных пожаров в прилегающей к арендованному участку лесного фонда приграничной трехкилометровой полосе по периметру.

Арендатор, обращаясь в арбитражный суд, полагает, что это противоречит нормам статей 51 и 53 Лесного кодекса Российской Федерации.

Суд признал требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Охрана и защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ, ЛК), если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 53 ЛК РФ арендаторами лесных участков осуществляются меры пожарной безопасности: противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов, создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.

Аналогичные положения содержатся в пунктах 3, 4, 5, 7 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года №417.

В Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 августа 2010 года отмечено, что арендатор не является специализированной организацией, осуществляющей деятельность по тушению лесных пожаров, в связи с чем, он не имеет возможности осуществлять обеспечение ликвидации лесного пожара только лишь своими силами.

Однако это не исключает в установленном законом порядке привлекать его к тушению возникшего лесного пожара.

Анализ вышеназванных актов позволил суду прийти к выводу, что обязанность арендаторов участков лесного фонда в случае возникновения лесного пожара на арендованном лесном участке обеспечивать его тушение за свой счет, своими силами и средствами, а также обеспечивать локализацию и тушение возникающих лесных пожаров  в трехкилометровой приграничной к лесному участку полосе по периметру, законодательством не предусмотрена.

Ответчик не доказал суду какая норма закона предусматривает возложение оспариваемых обязанностей на арендатора лесного участка.

Подпункт «о» пункта 11 раздела 3 договора предусматривает обязанность арендатора обеспечить финансирование авиационной охраны лесов на лесном участке на условиях, предусмотренных договором, заключаемым дополнительно между арендатором и ОГУ «Иркутская авиабаза».

Порядок организации авиационных работ по охране и защите лесов установлен Правилами организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2007 года №385. Данные Правила устанавливают порядок организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов (лесоавиационные работы).

Лесоавиационные работы являются составной частью комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров, защите их от вредных организмов иных негативных воздействий природного и антропогенного характера, а также по обеспечению санитарной безопасности в лесах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 ЛК РФ функция по охране и защите лесов передана органам государственной власти и органам местного самоуправления в пределах полномочий, определенных ЛК РФ, в том числе авиационная охрана.

Финансирование этих мероприятий должно осуществляться субъектами Федерации за счет субвенций из федерального бюджета.

Следовательно, возложение обязанности по финансированию авиационной охраны лесов на лесном участке на арендатора не соответствует нормам законодательства, подпункт о» пункта 11 раздела 3 договора является недействительным.

Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, не соответствующая требованиям закона является ничтожной.

С полным текстом решения по делу № А19-21821/2011 Вы можете ознакомиться здесь.