О КОМПАНИИ

Мы рады приветствовать Вас на сайте Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования!

Наш Центр был организован 1 июля 2003 года. За это время определились основные направления деятельности и потенциальные заказчики наших услуг и работ, сформировался трудовой коллектив. Читать далее »

НАША МИССИЯ

Формирование и системное совершенствование системы стратегического планирования в сфере лесных отношений и комплексного развития предприятий лесопромышленного комплекса в интересах обеспечения устойчивого управления лесами и повышения экономической эффективности использования лесов

НАШИ УСЛУГИ

Отзывы о центре:

Владимир 02.03.2016

Замечательный центр! Он действительн »

С. Трофимов 14.08.2013

Лесная отрасль России - это многолетний труд целых поколений наших »

Т. Хайрулин 08.07.2013

Центр экономики леса и природопользования является организацией, ко »

Все отзывы

Цитата дня

...Природа – это единственная книга с великим содержанием на каждом листе... (В. Гете)

Все цитаты

Анонсы

11.04.2018 Всероссийский экологический субботник «Зеленая весна» пройдет при поддержке Минприроды России с 21 а читать »

08.04.2018 В период с 18 по 19 апреля в Москве пройдет международный конгресс «Биомасса: топливо и энергия». читать »

10.12.2017 Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров откроет 12 декабря 2017 года первый форум ле читать »

Все анонсы

Опрос:

Создаст ли компенсационное лесопользование эффективные условия для воспроизводства лесов

Фото дня:

О центре » Об основании, дающем право лесничеству осуществлять проверку наличия у у арендаторов лесных участков средств пожаротушения и противопожарного инвентаря.

Об основании, дающем право лесничеству осуществлять проверку наличия у у арендаторов лесных участков средств пожаротушения и противопожарного инвентаря.

Список всех вопросов и ответов

Добрый вечер. Подскажите, пожалуйста, как нам поступить в следующей ситуации: ежегодно арендодатель должен проверить у арендатора лесного участка средств пожаротушения и противопожарного инвентаря (ПСПИ) до начала пожарного сезона. Наша вышестоящая организация никаких приказов до нас не доводила. Прислала письмо и настаивает, чтобы лесничество провело осмотры  ПСПИ. Договора заключены между арендатором и комитетом (вышестоящая организация). Комитет является нашим учредителем. Лесничество (ГОКУ) самостоятельное юридическое лицо. Насколько будет правомочно нам, лесничеству, писать приказы об осмотре ПСПИ арендатора? И имеем ли мы право это делать? Второе: прокуратура утверждает, что осмотр ПСПИ относится к 294 ФЗ, и мы не имеем права проводить проверки, иначе нас привлекут к ответственности. Кто прав и что нам делать? Заранее спасибо. Елена.

Уважаемая Елена!

Письмо уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений (в Вашем случае –Комитета) о необходимости проведения проверок арендаторов лесных участков по соблюдению ими условий договоров аренды лесных участков, в т.ч. по наличию у них средств пожаротушения и противопожарного инвентаря, является для лесничества недостаточным основанием для осуществления таких проверок.

Арендодателем по договорам аренды лесных участков является сам уполномоченный орган (Комитет). В связи с этим, если часть своих полномочий арендодателя он передает подведомственной организации - лесничеству, то это должно быть указано в Положении о лесничестве, утвержденном вышестоящей организацией, в котором также должно быть указано, на основании каких документов лесничество исполняет часть полномочий арендодателя. В основном, такими документами являются  приказы, распоряжения или доверенности вышестоящей организации (Комитета). Если Ваш Комитет ограничивается лишь письмами, то, возможно, в Положении о лесничестве указано, что лесничество выполняет поручения Комитета на основании писем (хотя это маловероятно).

Таким образом, Ваше лесничество правомочно издавать приказы о необходимости проверок арендаторов лесных участков, если  эти полномочия указаны в Положении о лесничестве, и от вышестоящей организации поступил документ (приказ или распоряжение),  на основании которого эти полномочия должны быть исполнены. В преамбуле приказа лесничество должно указать соответствующие пункты Положения о лесничестве и реквизиты документа, поступившего от вышестоящей организации, о проведении проверок арендаторов лесных участков. Наличие такого приказа с указанием всех оснований для его издания является достаточным основанием для осуществления проверок арендаторов лесных участков,  в том числе для обоснования этих проверок в прокуратуре.

Что касается утверждения прокуратуры о том, что проверки арендаторов лесных участков на наличие у них средств пожаротушения и противопожарного инвентаря регулируются нормами Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), лесничество должно обосновывать свое право на проведение проверок (помимо наличия таких полномочий в Положении о лесничестве и указаний вышестоящей организации) следующим.

Согласно статей  96 и 97 Лесного кодекса Российской Федерации нормы Федерального закона № 294-ФЗ распространяются на контрольные мероприятия, выполняемые в рамках федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах.

Пунктом 1 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного приказом Минприроды России от 28 октября 2015 года № 445, установлено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные гражданским законодательством.

В каждом договоре аренды лесного участка имеются положения о праве арендодателя осуществлять осмотры и проверки арендованного лесного участка.

В договорах аренды лесного участка, заключенных,  начиная с января 2016 года, согласно форме типового договора аренды лесного участка, утвержденного постановлением Правительства России от 21.09.2015 года № 1003 «О типовом договоре аренды лесного участка», это право арендодателя установлено п.п. «в» пункта 9 типового договора аренды лесного участка.

В договорах аренды лесного участка, заключенных ранее 2016 года, согласно Форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной приказом Рослесхоза от 26.07.2011года № 319, аналогичное право арендодателя установлено п.п. «б» пункта 8 формы примерного договора аренды лесного участка.

В перечисленных выше пунктах нормативных правовых актов количество проверок со стороны арендодателя обязанностей арендатора по  договору аренды лесного участка не ограничено, и не указано также, что эти проверки осуществляются в рамках федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах.

В связи с этим прокуратуре необходимо пояснять, что осмотры арендованных лесных участков и проверки арендаторов осуществляются лесничеством по поручению арендодателя в рамках гражданско-договорных отношений по договорам аренды лесных участков в целях проверки исполнения арендаторами условий договоров аренды, а не в рамках контрольных мероприятий при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах.