О КОМПАНИИ

Мы рады приветствовать Вас на сайте Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования!

Наш Центр был организован 1 июля 2003 года. За это время определились основные направления деятельности и потенциальные заказчики наших услуг и работ, сформировался трудовой коллектив. Читать далее »

НАША МИССИЯ

Формирование и системное совершенствование системы стратегического планирования в сфере лесных отношений и комплексного развития предприятий лесопромышленного комплекса в интересах обеспечения устойчивого управления лесами и повышения экономической эффективности использования лесов

НАШИ УСЛУГИ

Отзывы о центре:

Владимир 02.03.2016

Замечательный центр! Он действительн »

С. Трофимов 14.08.2013

Лесная отрасль России - это многолетний труд целых поколений наших »

Т. Хайрулин 08.07.2013

Центр экономики леса и природопользования является организацией, ко »

Все отзывы

Цитата дня

"...Все расходы должны быть обоснованы и тщательно просчитаны еще на стадии подготовки программ и бюджета..." 

(Владимир Путин)

Все цитаты

Анонсы

11.04.2018 Всероссийский экологический субботник «Зеленая весна» пройдет при поддержке Минприроды России с 21 а читать »

08.04.2018 В период с 18 по 19 апреля в Москве пройдет международный конгресс «Биомасса: топливо и энергия». читать »

10.12.2017 Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров откроет 12 декабря 2017 года первый форум ле читать »

Все анонсы

Опрос:

Создаст ли компенсационное лесопользование эффективные условия для воспроизводства лесов

Фото дня:

О центре » О рубке лесных насаждений на делянке, не включенной в Лесную декларацию.

О рубке лесных насаждений на делянке, не включенной в Лесную декларацию.

Список всех вопросов и ответов

Здравствуйте! Вопрос: арендатор подал в отчете об использовании лесов за 2014 год, в котором указывалось, что деляна №1 в квартале № 156 площадью 6,3 га вырублена. Однако в 2015 году лесничество обнаружило, что арендатор рубил данную деляну в июне 2015 года без подачи лесной декларации.  Какое наказание предусмотрено за данное деяние арендатору?

Что предпринять лесничеству (сам факт заготовки на данной деляне был выявлен спустя ориентировочно 2-3 недели после рубки)?  Заранее спасибо. Сергей

Уважаемый Сергей!

Исходя из информации, приведенной Вами в вопросе, в данном случае арендатором лесного участка допущены следующие нарушения лесного законодательства и условий договора аренды лесного участка:

- арендодателю предоставлена недостоверная информация по форме отчета 1-ИЛ  «Отчет об использовании лесов» за 2014 год;

- в 2015 году допущена рубка лесных насаждений на лесосеке, не включенной в лесную декларацию на 2015 год.

Предоставление арендодателю недостоверных сведений в отчете об использовании лесов является одним из видов нарушений условий договора аренды лесного участка, за которые арендодателем могут быть предъявлены арендатору неустойки в размерах, установленных соответствующим пунктом договора аренды лесного участка.

В форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной приказом Рослесхоза от 26.07.2011 года № 319 «Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка» это пункт 14.

Аналогичный пункт должен быть и в конкретном договоре аренды лесного участка, о котором Вы ведете речь в вопросе. В нем должны быть перечислены возможные виды нарушений условий договора аренды и размеры неустоек. Если арендодателем данный вид нарушения не включен в перечень возможных нарушений и не предусмотрен размер соответствующей неустойки, то это является недоработкой со стороны арендодателя, в связи с которой арендодателю (или лесничеству, как представителю арендодателя) наказать арендатора материально за данное нарушение практически невозможно. Лесничеству в этом случае возможно инициировать в уполномоченном органе внесение соответствующих дополнений в данный договор аренды лесного участка, чтобы в последующие периоды действия договора аренды лесного участка предъявлять арендатору конкретные суммы неустоек за недостоверные сведения в отчетах об использовании лесов.

Второй допущенный арендатором вид нарушения – рубка лесных насаждений на лесосеке, не включенной в лесную декларацию 2015 года - является более серьезным правонарушением, подпадающим под действие Кодекса об административных правонарушениях  Российской Федерации (КоАП РФ) и даже под действие Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) в случае значительной суммы нанесенного ущерба.

В целях отнесения данного деяния к конкретному виду правонарушений и определения вида и размера наказания за него следует руководствоваться разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».

Пунктом 16 данного документа установлено, что рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов является незаконной рубкой.

Лесная декларация является одним из видов необходимых документов, без наличия которых арендатор лесного участка не имеет права приступать к рубке лесных насаждений.

Согласно пункту 2 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требований к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденных приказом Минприроды России от 16.01.2015 № 17 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме» лесная декларация подается ежегодно в органы государственной власти не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов.

Таким образом, если данная лесосека была включена арендатором в лесную декларацию 2014 года, но по каким-то причинам не была разработана им в 2014 году, то в 2015 году он должен был вновь включить эту лесосеку в лесную декларацию 2015 года. Если он не сделал этого, то рубку лесных насаждений на данной лесосеке необходимо расценивать как незаконную.

В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 года № 21 разъясняется, как следует разграничивать уголовно наказуемую незаконную рубку лесных насаждений (часть 1 статья 260 УК РФ) и незаконную рубку лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена статьей 8.28 КоАП РФ. Основным критерием такого разграничения является размер причиненного ущерба. Значительным, подпадающим под действие УК РФ, считается ущерб, превышающий пять тысяч рублей.

Лесничеству (или уполномоченному органу в области лесных отношений) в целях привлечения арендатора лесного участка к ответственности за данное деяние следует оформить протокол об административном правонарушении и направить его в органы Вашего субъекта Российской Федерации, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.