Новые записи
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР ЭКОНОМИКИ ЛЕСА И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Адрес: 129344, г. Москва, ул. Енисейская, д.1, строение 1, офис 238
Новые записи
В Подмосковье выбирали лучшее участковое лесничество
Экспертный совет при губернаторе Воронежской области рассмотрел инициативы в сфере лесного хозяйства
О КОМПАНИИ
Мы рады приветствовать Вас на сайте Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования!
Наш Центр был организован 1 июля 2003 года. За это время определились основные направления деятельности и потенциальные заказчики наших услуг и работ, сформировался трудовой коллектив. Читать далее »
НАША МИССИЯ
Формирование и системное совершенствование системы стратегического планирования в сфере лесных отношений и комплексного развития предприятий лесопромышленного комплекса в интересах обеспечения устойчивого управления лесами и повышения экономической эффективности использования лесов
Цитата дня
...Природу нельзя застигнуть неряшливой и полураздетой, она всегда прекрасна... (Р. Эмерсон)
Анонсы
11.04.2018 Всероссийский экологический субботник «Зеленая весна» пройдет при поддержке Минприроды России с 21 а читать »
08.04.2018 В период с 18 по 19 апреля в Москве пройдет международный конгресс «Биомасса: топливо и энергия». читать »
10.12.2017 Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров откроет 12 декабря 2017 года первый форум ле читать »
Список всех вопросов и ответов
Здравствуйте! Прошу вас разъяснить порядок проверки соблюдения условий договора аренды арендатором, а именно: обязано ли лесничество уведомлять арендатора о предстоящей проверке выполнения мероприятий в соответствии с проектом освоения лесов (выполнение объемов по лесовосстановлению, противопожарному обустройству лесов, соблюдению правил пожарной безопасности), факта устранения ранее выявленных нарушений. Письменное уведомление арендатора заказным письмом с почтовым уведомлением о вручении необходимо направлять за 40-45 дней до намечаемой проверки (30 дней лежит на почте в случае невручения и 10-15 дней письмо идет адресату и обратно), т.е. оперативная проверка, особенно в пожароопасный период просто невозможна. Другие способы надлежащего уведомления договором аренды не предусмотрены. Будет ли иметь акт осмотра лесного участка, составленный лесничеством в одностороннем порядке юридическую силу в случае выявления нарушения лесного законодательства? Спасибо, Леонид.
Уважаемый Леонид!
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений (или подведомственное ему лесничество) может осуществлять проверки лесных участков, предоставленных в аренду, по двум основаниям – как арендодатель по договору аренды лесного участка с целью соблюдения арендатором условий договора аренды и при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах.
При осуществлении проверок в качестве арендодателя по договору аренды лесного участка уполномоченный орган или лесничество должны руководствоваться положениями по правам и обязанностям сторон, включенным в договор аренды лесного участка.
В настоящее время договоры аренды лесных участков заключаются в соответствии с типовым договором аренды лесного участка, утвержденным постановлением Правительства России от 21.09.2015 года № 1003 «О типовом договоре аренды лесного участка».
Подпунктами «а» и «б» пункта 9 типового договора аренды лесного участка установлено, что арендодатель имеет право осуществлять осмотр арендованного лесного участка для оценки соблюдения арендатором выполнения условий договора в части использования лесного участка по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществлять проверки соблюдения арендатором условий договора и проекта освоения лесов.
Подпунктом «г» пункта 10 типового договора аренды лесного участка установлено, что арендодатель обязан уведомить арендатора о времени и месте проведения проверки соблюдения арендатором условий договора и проекта освоения лесов за 3 дня до проведения проверки.
Таким образом, типовым договором аренды лесного участка не установлено ограничений количества осмотров лесного участка, количества проверок соблюдения арендатором условий договора аренды, а также не установлено, что уведомления о проверках должны направляться арендатору обязательно письменно заказным письмом с почтовым уведомлением о вручении и в срок за 40-45 дней до начала проверки, как Вы указываете в вопросе.
Т.е., в настоящее время имеется законодательная возможность осуществлять «оперативные» проверки арендованных лесных участков, в т.ч. по выполнению арендаторами объемов по лесовосстановлению, противопожарному обустройству лесов, соблюдению правил пожарной безопасности, фактам устранения ранее выявленных нарушений.
При их осуществлении необходимо руководствоваться нормами перечисленных выше положений типового договора аренды, в т.ч. информировать арендатора о предстоящих проверках в гораздо меньший срок и не обязательно в письменном виде (реально действенный в конкретных условиях способ информирования – лично, курьером, по телефону, и т.п. - может быть установлен по соглашению сторон при заключении договора аренды).
Если договор аренды лесного участка был заключен ранее, чем введен в действие типовой договор аренды лесного участка, то в нем права арендодателя лесного участка относительно проверок могли быть сформулированы иначе, чем законодательно установлено в настоящее время.
В этом случае, по нашему мнению, в целях приведения порядка проведения проверок соблюдения арендатором условий договора аренды лесного участка в соответствие действующему законодательству, стороны договора аренды лесного участка должны заключить дополнительное соглашение к договору аренды.
При проведении на арендованном лесном участке проверок по иному основанию - в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах - необходимо учитывать, что, согласно статье 96 Лесного кодекса Российской Федерации, к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Это означает, что такие проверки имеют право осуществлять не все руководители и специалисты уполномоченного органа и лесничеств, а лишь должностные лица, являющиеся государственными лесными инспекторами, и при осуществлении проверок должны соблюдаться порядок их проведения и сроки информирования арендатора лесного участка о проведении проверок, установленные федеральным законом № 294-ФЗ.