О КОМПАНИИ

Мы рады приветствовать Вас на сайте Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования!

Наш Центр был организован 1 июля 2003 года. За это время определились основные направления деятельности и потенциальные заказчики наших услуг и работ, сформировался трудовой коллектив. Читать далее »

НАША МИССИЯ

Формирование и системное совершенствование системы стратегического планирования в сфере лесных отношений и комплексного развития предприятий лесопромышленного комплекса в интересах обеспечения устойчивого управления лесами и повышения экономической эффективности использования лесов

НАШИ УСЛУГИ

Отзывы о центре:

Владимир 02.03.2016

Замечательный центр! Он действительн »

С. Трофимов 14.08.2013

Лесная отрасль России - это многолетний труд целых поколений наших »

Т. Хайрулин 08.07.2013

Центр экономики леса и природопользования является организацией, ко »

Все отзывы

Цитата дня

"...Все расходы должны быть обоснованы и тщательно просчитаны еще на стадии подготовки программ и бюджета..." 

(Владимир Путин)

Все цитаты

Анонсы

11.04.2018 Всероссийский экологический субботник «Зеленая весна» пройдет при поддержке Минприроды России с 21 а читать »

08.04.2018 В период с 18 по 19 апреля в Москве пройдет международный конгресс «Биомасса: топливо и энергия». читать »

10.12.2017 Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров откроет 12 декабря 2017 года первый форум ле читать »

Все анонсы

Опрос:

Создаст ли компенсационное лесопользование эффективные условия для воспроизводства лесов

Фото дня:

О центре » Услуги и продукты » Наши публикации » Развала нет, но есть ошибки. Статья о пресс-конференции Н.А. Петрунина

Развала нет, но есть ошибки. Статья о пресс-конференции Н.А. Петрунина

Развала нет, но есть ошибки

Для выхода из кризиса нужен независимый взгляд?

Во Дворце конгрессов под Санкт-Петербургом прошла пресс-конференция гендиректора Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования Николая Петрунина. В эмоциональной дискуссии эксперты, ученые и журналисты обсуждали состояние дел в лесной отрасли и ход работы по реализации апрельских поручений президента.

Николай Петрунин в своем докладе проанализировал сложившуюся на сегодняшний день систему государственного управления лесами. По его мнению, корень всех социально-экономических бед отрасли кроется в ошибках именно системного  характера. За последние сто лет организационная структура управления лесами менялась 39 раз. На сегодня проблемами лесных отношений в той или иной мере занимается 12  министерств и ведомств. Система государственного управления лесами в регионах, отметил Петрунин, значительно отличается друг от друга. Статус лесничеств не определен, 67 процентов лесничеств не соответствуют требованиям закона.  Региональные власти стремятся сделать их бюджетными учреждениями, способными зарабатывать средства на свое содержание на стороне, но в таком случае юридически они  не имеют права осуществлять переданные полномочия в области лесных отношений.

Ученый считает, что поручение президента, направленное на увеличение численности лесной охраны, является очень актуальным. За последние годы численность работающих в лесном хозяйстве, сократилась в 4 раза. И на сегодняшний момент как на федеральном, так и на региональном уровнях нет единого понимания: а сколько же специалистов необходимо для эффективного управления отраслью. В итоге, например, в Белгородской области на 100 тысяч га лесов приходится 145 человек, а в Костромской – 17 человек. При этом в мощных лесных регионах картина вообще плачевная: в Карелии – 8 человек,  в Красноярском крае – 2 человека, в Приморском крае – 6 человек, в Амурской области – 1 человек. В Ямало-Ненецком автономном округе на миллионы гектаров бореальных лесов, выполняющих стратегически важную климаторегулирующую функцию, общее количество работающих в лесном хозяйстве составляет всего лишь 76 человек.

 Кадровая проблема на сегодняшний день, по мнению Николая Петрунина, одна из самых злободневных как для лесного хозяйства, так и для лесопромышленного комплекса. Работники старше 50 лет составляют 35% от числа всего кадрового потенциала отрасли, только 39 процентов работающих имеют высшее образование, среднее профильное – 26%, остальные вообще не имеют профильного образования.

 По словам Светланы Авдашкевич, проректора по учебной работе Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета, значительно сокращается количество выпускников лесных специальностей. При ежегодной потребности отрасли порядка 2 тысяч специалистов, к 2020 году будет выпускаться  не более 500 человек в год. Причина этому очевидна: отрасль непривлекательна для молодых специалистов – зарплата остается низкой, уровень социальной защищенности оставляет желать лучшего.

 По мнению Петрунина, необходимо в срочном порядке поднимать и лесную науку. Исправить ситуацию может создание инновационного лесного научного центра и национального исследовательского университета леса, о чем в апреле на заседании Президиума Госсовета в Улан-Удэ говорил Владимир Путин. Инновационный центр, по оценке Петрунина, необходим, прежде всего, для того, чтобы формировать серьезную лесную политику государства и определять стратегию развития отрасли. Он должен четко ориентироваться как на те изменения, которые происходят в отрасли, так и на общественное мнение. Предложения должны вырабатываться на основе серьезных социологических опросов, мониторинга отрасли и общественного мнения, постоянного диалога с гражданами.

Отвечая на вопросы журналистов о причинах многочисленных проблем отрасли, Николай Петрунин подчеркнул, что многие проблемы лесного хозяйства – в том числе и слабое развитие транспортной лесной инфраструктуры, от которой зависит уровень лесопользования – обусловлены хроническим недофинансированием и перекладыванием государством своих обязанностей на субъекты. Он привел цифры для сравнения. В России ежегодно на лесное хозяйство тратится 30,8 млрд. рублей, в США – 155,7 млрд. рублей (4,9 млрд. долларов) – то есть, в США расходы государства на 1 га государственных лесов в 76 раз больше, чем в России. Более чем в 25 раз больше выделяет на лесное хозяйство Финляндия. Только в 2013 году Китай выделил на работы по лесовосстановлению 34 млрд. долларов, или почти 1102 млрд. рублей, в то время как в России из федерального бюджета выделяется на эти цели немногим более 2,4 млрд. рублей. В  итоге ситуация, когда вся ответственность перекладывается на регионы и не подкрепляется финансами, на практике приводит к бездействию на местах.

 С другой стороны, считает Петрунин,  несовершенство нормативно-правовой базы приводит к низкой оперативности принятия бизнес-решений и качеству государственного регулирования. Снижение  потенциала научных исследований в отрасли, в том числе ликвидация институтов пирологии, нормирования труда, опытных научно-исследовательских лабораторий, станций, полигонов, способствует снижению уровня инновационной активности. Низкий уровень развития лесной инфраструктуры и несовершенство института аренды лесов приводят к низкому уровню использования лесных ресурсов. Однако, по оценке Петрунина, все эти факты свидетельствуют не о развале отрасли, а лишь о череде системных ошибок.

 В настоящее время полным ходом идет работа по выполнению поручений президента. Но, считает ученый, сегодня нет согласованности между всеми заинтересованными сторонами. Субъекты ждут директив «сверху». Отраслевая наука  рассматривает стоящие перед ней задачи в односторонней плоскости, так как ориентирована, в первую очередь, на федеральное  ведомство. Бизнес ждет преференций, не предлагая стратегических инициатив. Общественность лишь приблизительно оценивает всю серьезность проблемы – исключительно в плоскости  экологии.

 В такой ситуации, считает Петрунин, отрасли необходим взгляд независимых экспертов, практических исследователей и аналитиков, которые могут предложить системные подходы к решению проблем.

Надежда КОЛОДИНА