О КОМПАНИИ

Мы рады приветствовать Вас на сайте Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования!

Наш Центр был организован 1 июля 2003 года. За это время определились основные направления деятельности и потенциальные заказчики наших услуг и работ, сформировался трудовой коллектив. Читать далее »

НАША МИССИЯ

Формирование и системное совершенствование системы стратегического планирования в сфере лесных отношений и комплексного развития предприятий лесопромышленного комплекса в интересах обеспечения устойчивого управления лесами и повышения экономической эффективности использования лесов

НАШИ УСЛУГИ

Отзывы о центре:

Владимир 02.03.2016

Замечательный центр! Он действительн »

С. Трофимов 14.08.2013

Лесная отрасль России - это многолетний труд целых поколений наших »

Т. Хайрулин 08.07.2013

Центр экономики леса и природопользования является организацией, ко »

Все отзывы

Цитата дня

"...Все расходы должны быть обоснованы и тщательно просчитаны еще на стадии подготовки программ и бюджета..." 

(Владимир Путин)

Все цитаты

Анонсы

11.04.2018 Всероссийский экологический субботник «Зеленая весна» пройдет при поддержке Минприроды России с 21 а читать »

08.04.2018 В период с 18 по 19 апреля в Москве пройдет международный конгресс «Биомасса: топливо и энергия». читать »

10.12.2017 Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров откроет 12 декабря 2017 года первый форум ле читать »

Все анонсы

Опрос:

Создаст ли компенсационное лесопользование эффективные условия для воспроизводства лесов

Фото дня:

О центре » Услуги и продукты » Наши публикации » Н.А. Петрунин. "В поисках ответов".

Н.А. Петрунин. "В поисках ответов".

 

 

В  поисках ответов

Российская система управления лесами далека от идеала. Однако страна еще не готова к приватизации лесов. Сначала нужно создать механизмы частно-государственного партнерства в лесном хозяйстве.

                                                                           Николай Петрунин

генеральный директор Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования

 

Государственная политика управления лесами должна учитывать в равной мере интересы федеральной власти, регионов и частного бизнеса. К великому сожалению, в России на сегодняшний день такой политики нет, хотя определенные предпосылки для перехода на управление иного уровня созданы. С 1 января 2007 года вступил в действие новый Лесной кодекс РФ. Он законодательно закрепил децентрализацию системы государственного управления лесами и разграничение полномочий между федеральным центром и региональной властью, была создана система долгосрочного лесного планирования, к управлению лесами привлечен частный бизнес, значительно расширен перечень видов использования лесов при условии долгосрочной аренды лесных участков. Все это дало дополнительные возможности для внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Вместе с тем, существенно повысить эффективность использования лесов, сократить объемы нелегальной заготовки древесины, снизить уровень повреждения угодий пожарами пока не удается по ряду причин.

КАДРЫ

Кадровая проблема для отрасли – на сегодняшний день одна из самых актуальных. По оценке экспертов, ежегодная потребность отрасли в молодых квалифицированных специалистах всех уровней составляет от 3 до 15 тыс. человек, более 7 тыс. человек должны проходить ежегодное повышение квалификации и профессиональную переподготовку.

Из-за низкого уровня заработной платы, которая в среднем за 9 месяцев прошлого года составила 16260 рублей, и отсутствия пакетов социальной защищенности работников, отрасль стала непривлекательной для  молодых специалистов. А это существенным образом влияет на степень эффективности и качество принятия управленческих решений.

С 1 января 2012 г. лесхозы-техникумы и  лесные колледжи переданы в ведение образовательных ведомств субъектов РФ. Прежде они находились в ведении Рослесхоза. Эти учебные заведения ежегодно выпускали 2500 специалистов. Все образовательные программы были ориентированы на получение профессиональных знаний и навыков, необходимых для лесного сектора экономики – неслучайно Рослесхозом разрабатывалась концепция создания лесного отраслевого многоуровневого университетского комплекса. Если при передаче названных учебных заведений в субъекты Российской Федерации будет сохранен их профиль, это станет большим достижением. Однако как окажется на самом деле – покажет время. Мне нравится предложение Рослесхоза о передаче лесхозов-техникумов не в ведение образовательных ведомств регионов, а в ведение органов исполнительной власти субъектов РФ в области лесных отношений. Если это будет сделано, то отрасль сохранит стабильный источник кадров.

УСЛОВИЯ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ

Критерием эффективности системы государственного управления лесами является повышение уровня использования лесов и доходности лесного хозяйства. На сегодня только 20,6% эксплуатационных и защитных лесов передано в аренду, заключено 47 856 договоров аренды участков лесного фонда, из них для заготовки древесины 12 027, утверждено 99 приоритетных инвестиционных проектов с объемом инвестиций чуть более 413 млрд.руб. Фактический объем заготовки древесины в стране достиг примерно 26 – 28% в год от допустимого объема ее изъятия, который составляет 633 млн. куб.м. Однако отсутствие транспортной доступности не позволяет ежегодно осваивать

более 194 млн.куб. м древесины. Лесное хозяйство не получает финансового обеспечения для строительства дорог,  которое может составлять примерно 9,9 млрд. руб. в год.

В то же время условий для привлечения частных инвестиций в лесное хозяйство пока не создано, в том числе не определены четкие и конкретные принципы частно-государственного партнерства. Чтобы заинтересовать бизнес в повышении уровня использования лесов, в глубокой его переработке, в качественном выполнении лесохозяйственных работ и мероприятий, должны быть разработаны механизмы экономического стимулирования. Для этого государству необходимо рассматривать и решать такие задачи, как субсидирование лесного бизнеса на развитие и модернизацию материально-технической базы, предоставление льготных кредитов на пополнение оборотных средств, регулирование тарифной политики, возмещение расходов по воспроизводству лесов, предоставление определенных налоговых льгот и т.п. Такие механизмы являются приоритетными при выстраивании соглашений между частным бизнесом и государством. Это основная задача государственной лесной политики. Серьезная проработка обозначенных проблем позволила бы во многом улучшить инвестиционную и экономическую ситуацию в лесном хозяйстве.

АРЕНДОВАТЬ ИЛИ ПРИВАТИЗИРОВАТЬ

Нужно упомянуть еще один немаловажный фактов, мешающий развитию лесных хозяйств – административный барьер. Чтобы заключить договор аренды участков лесного фонда, необходимо потратить немало времени на административные процедуры, связанные с организацией и проведением аукционов, разработкой и согласованием проектов освоения лесов, подготовкой и сдачей лесных деклараций и отчетов, системой платежей от использования лесов, плюс введение лицензирования тушения лесных пожаров и т.д. Это снижает привлекательность аренды участков лесного фонда для потенциальных лесопользователей.

В разных странах такие проблемы решаются по-разному. Где-то давно введена приватизация и страхование лесов. Мировая практика показывает, что определенная часть лесного фонда во многих странах находится в частной собственности. Но применительно к нашей действительности говорить о чем-то подобном, с моей точки зрения, пока преждевременно. Не разработаны условия и порядок приватизации, отсутствует инструментарий, особенно финансовый и экономический, этого процесса, отсутствует механизм оценки лесов и, насколько я знаю, не выработано даже единых подходов к нему. Частная собственность на леса – это не только получение прав владения, распоряжения и использования участками лесного фонда, но и возникновение у собственника огромного круга обязанностей. Среди них уплата налога на имущество, обязательное и добровольное страхование, обеспечение финансирования всего комплекса работ по охране, защите и воспроизводству лесов и т.п. Чтобы продвинуться в этом вопросе, необходимо разработать и публично обсудить порядок взаимоотношений собственников лесного фонда с обществом, в целях защиты его интересов, интересов рядовых граждан. Одним словом, должна быть создана соответствующая среда,  в которой все участники процесса – государство, субъекты, бизнес, граждане – подготовлены к осуществлению приватизации лесов заблаговременно и четко осознают и понимают весь этот механизм. Очень важно при разработке инструментария приватизации предпринять все усилия, чтобы исключить возможность пренебрежительного отношения к лесу, бездумного, неконтролируемого изъятия лесных ресурсов. Чтобы все сделать все грамотно, потребуется немало времени, и, с моей точки зрения, спешить не стоит. Это в полной мере относится и к вопросам страхования лесов. Рано или поздно мы к нему подойдем. Но для этого нужно подготовить и принять понятную всем систему страхования лесов. На сегодня я могу с твердой уверенностью сказать, что однозначного понимания этого вопроса у его потенциальных участников – а это государство, частный лесной бизнес и страховые компании – нет.

Что мы должны страховать? Только те участки лесного фонда, которые переданы в аренду (а это, как я уже отметил, чуть более 20% площадей эксплуатационных и защитных лесов), или же весь лесной фонд. -5-

Я неоднократно слышал мнение, что страховать леса должны арендаторы. Это, с моей точки зрения, неправильно. От чего мы должны страховать леса: от пожаров, от повреждения лесного фонда болезнями и вредителями, от самовольных рубок? Что является страховым случаем? Кто при наступлении страхового случая будет выгодополучателем – государство или частный бизнес, если страховой случай произошел на арендуемом участке? Пока ответа на эти вопросы нет.